Последний - ядерный - faux pas Пентагона сильно взволновал российских политиков и журналистов (как, впрочем, и китайских, и американских). Пекин официально объявил себя "в шоке", а "Нью-Йорк таймс" озаглавила свою передовую статью "Америка как ядерный изгой " и рекомендовала президенту "вернуть документ авторам, чтобы они предложили ему новую версию, менее опасную для будущих американских поколений".
Обоснованна ли эта тревога, однако? Похоже, что на этот раз пентагоновские стратеги несколько зарвались, проявив усердие не по разуму. Так это выглядит, по крайней мере, судя по речи, которую произнес 11 марта перед вашингтонским дипломатическим корпусом Джордж Буш. Речь, очевидно, задумана как попытка официально дезавуировать президентское Послание конгрессу от 29 января, печально известное провозглашением "оси зла" и воспринятое миром как манифест сверхдержавной односторонности.
На этот раз все страны "могучей коалиции цивилизованных наций", от Филиппин до Киргизии, подчеркнуто перечислены поименно (29 января, как мы помним, никто из них, кроме России и Китая, даже и упомянут не был). И павшим в боях солдатам Германии, Дании и Афганистана долг отдан с той же торжественностью, что и погибшим американцам. И ни полслова об "оси зла"┘
Не знаю, кто внушил Бушу императивность столь крутого поворота после всех односторонних акций последних месяцев. Может быть, благоразумный папа, может, осатаневший от всемирных протестов Пауэлл, а может, и сама Кондолиза Райс, вступая таким образом в непримиримый конфликт с Пентагоном. Но кто бы это ни был, понятно, что отныне на уме у внушаемого президента всемерное укрепление коалиции, а не ее развал, задуманный воинственными, но не успевшими сориентироваться в настроениях Белого дома пентагоновскими стратегами.
Главных мотивов для этого поворота могло быть два. Во-первых, Америка явно не намерена выходить за рамки одного лишь военного аспекта борьбы с террором. Кто-то, однако, обязан довести до ума и восстановление разрушенных войной стран, заняться в них тем, что называется "национальным строительством", будь то сегодня в Афганистане или завтра в Ираке. Похоже, что именно в этом и видится Белому дому роль союзников по коалиции.
Во-вторых, что еще важнее, Ирак - это вам не Афганистан. И не только потому, что там нет Северного альянса. "Смена режима" в Ираке потребует гигантского напряжения сил даже от такой сверхдержавы, как Америка. И, как прекрасно знают по опыту первой войны в Персидском заливе Буш-старший и Пауэлл, без союзников (и, между прочим, без военных баз по соседству) такую операцию нечего и затевать. По всем этим причинам укрепление антитеррористической коалиции, которую Пентагон считает излишней, становится вдруг делом первостепенной важности. Потому-то и говорю я о явлении хамоватого пентагоновского документа как о ложной тревоге: президент Буш скорее всего действительно вернет его на очень существенную доработку.
Что до тех политиков и журналистов, которые пытаются сейчас, играя на самолюбии президента Путина, подтолкнуть его к жесткой реакции на очередную пентагоновскую глупость, неправы они, я думаю, совершенно. Прежде всего потому, конечно, что с позиции слабости ни к чему, кроме пустой перебранки, такая реакция привести не может. Но главным образом потому, что в случае, если "неоконченная война" в Персидском заливе и впрямь в 2002 году возобновится, Саддам Хусейн, безусловно, сделает все, что в его силах, чтобы вызвать хаос в ближневосточных нефтяных коммуникациях. Вспомните, как в 91-м зажег он, отступая, нефтяные поля Кувейта, и представьте, что он сделает, когда речь пойдет не о судьбе Кувейта, а о его собственной шкуре.
Между тем хаос в Персидском заливе вполне может парализовать западную энергетику и транспорт. Если, конечно, на выручку не придет растущий нефтяной гигант, уже вышедший на второе после Саудовской Аравии место в мировом производстве нефти и вполне способный выйти в этом году на первое. Я, разумеется, имею в виду Россию. Вот тогда и наступит время припомнить пентагоновским стратегам их сегодняшние художества. Припомнить с позиции силы┘