Фракция "Единство" предложила совместить во времени президентские и парламентские выборы. Эта инициатива вызвала в кругах политиков дискуссию, некоторые итоги которой можно подвести уже сейчас.
Противники совмещения выборов "справа" пытаются уличить Кремль в некоем заговоре, считая, что там не уверены в исходе будущих президентских выборов. Это напоминает манию - в любом предложении лояльных властям сил усматриваются коварные планы. Правые также указывают на связанные с переносом сроков выборов конституционные сложности. Но Конституция не запрещает, например, продление полномочий депутатов. Конкретные сроки парламентских выборов назначает президент, причем в соответствии с Законом "О выборах депутатов Государственной Думы". Закон - не Конституция, в него всегда можно внести изменения. Кстати, вопрос о конституционности совмещения парламентских и президентских выборов уже рассматривался в правовом управлении администрации президента. По словам полномочного представителя президента РФ в Госдуме Александра Котенкова, "юристы сочли это возможным".
Противники инициативы с левого фланга обвиняют нас в том, что мы хотим пойти на очередные парламентские выборы "под прикрытием президента Путина", поскольку нам якобы нечем будет отчитаться перед избирателями за свою деятельность в Думе. Мы готовы отчитаться уже сейчас. Фракция "Единство" поддерживает в парламенте президента страны, облекает в законы его политический и социально-экономический курс. Достаточно вспомнить бездефицитный, социально ориентированный бюджет на 2002 год, пакет законов по пенсионной реформе, Трудовой и Земельный кодексы, снижение подоходного налога до 13% и многие другие законы. Можем заранее объявить, что будем отстаивать преемственность этого курса на очередных выборах, вне зависимости от того, совпадут они по дате с выборами президентскими или, напротив, будут "разведены".
Выходя с предложением о совмещении выборов, мы преследовали две цели - экономическую и политическую. Как известно, федеральная выборная кампания, будь то президентские или парламентские выборы, обходится казне в сумму порядка 2 млрд. рублей. Ясно, что совмещение кампаний приведет к экономии на масштабах мероприятия что-то около миллиарда рублей. Но мы согласны с мнением председателя ЦИКа Александра Вешнякова, что политические вопросы к одним только деньгам сводить не следует. Поэтому в нашем предложении, конечно же, заложен и политический смысл.
Главная политическая идея наших предложений (и мы этого не скрываем) - победа на парламентских выборах сторонников президента, объединенных партией "Единая Россия". В Думе нового созыва должно быть президентское большинство. Это в интересах не только "Единой России" и президента. Это благо для страны. Засилье левых в Думе прошлых созывов, их постоянный конфликт с исполнительной властью тормозили социально-экономические реформы в стране, не позволяли создать правовое обеспечение этим реформам. Нам приходится сегодня пересматривать законы, принятые Думой в то время, когда в ней преобладали коммунисты. Многие из этих законов никуда не годятся. Красноречивый пример - закон о банкротстве. Он превратил процедуру банкротства в узаконенное средство насильственного захвата даже вполне прилично работающих предприятий, коррумпировал арбитражные суды. При такой букве закона к нам не только иностранный инвестор не шел, но и наши капиталы сбегали. Предыдущие Думы откровенно саботировали реформы, а законы принимали с целью насолить тогдашнему президенту. Страдала же от таких законов экономика страны. А левые, пользуясь недовольством населения, сохраняли свой электорат.
С самого начала работы в Государственной Думе фракция "Единство" стремилась создать коалицию близких по взглядам депутатских объединений, чтобы приблизить долю сторонников президента в парламенте к уровню его народной поддержки. Многое нам удалось - создан влиятельный пропрезидентский союз четырех центристских фракций. Но Владимира Путина поддерживает три четверти населения страны, а мы пока не имеем в Думе конституционного большинства.
Есть и другая сторона нашей инициативы. Если следующие выборы депутатов и президента будут совмещены, то в стране наконец начнет реально складываться партийная система власти. Сегодня - это реальная потребность российской политической системы. На наших глазах ткань унаследованного от социализма общества распадается, на смену ему идет общество правовое, а в нем политика осуществляется партиями, из рядов которых выходят и главы государств. Демократическим странам присуще стремление к стабильности, между тем наша внутриполитическая риторика с советских времен переполнена терминологией ожесточенной борьбы. У нас даже президент должен находиться непременно "над схваткой", при этом не оговаривается, кто, собственно, дерется. Но президент осуществляет прежде всего политическое руководство страны, руководствуясь определенными идеологическими представлениями. То есть, случись "схватка", он в стороне не останется.
Чтобы понять идеологию президента, достаточно вникнуть в содержание законопроектов, исходящих из его администрации. Свободным от партийных пристрастий можно быть только формально. Политики без партий не бывает, как и политического руководства. А для этого мы и предлагаем придать будущим выборам президента партийность, совместив их с партийной борьбой соискателей мест в парламенте. Повысить качество власти, трансформировать затянувшийся процесс реформирования в устойчивые результаты может только единая команда, основой которой, по нашему глубокому убеждению, должна стать партийная связка "президент - парламентское большинство".