Работа над поправками ко второму чтению проекта закона об основных гарантиях избирательных прав граждан в Государственной Думе в полном объеме никак не может начаться. Документ, судя по всему, довольно крепко застрял в согласованиях между депутатами, Центризбиркомом и администрацией президента. И каждая из сторон этого треугольника не имеет однородной позиции, что особенно касается Думы и администрации президента. Именно поэтому запланированное на 20 марта обсуждение законопроекта не состоится - думский комитет по государственному строительству просто не успевает подготовить к этому дню все необходимые материалы.
На Охотном Ряду законопроектом об основных гарантиях избирательных прав граждан долгое время занималась специальная рабочая группа, в начале нынешнего месяца представившая результаты своей деятельности в ЦИК. Хотя и его представители также работали в этой группе, данное ведомство оказалось получившимся текстом недовольно. Все это привело к тому, что ЦИК написал свой вариант представляемого на второе чтение законопроекта, а депутаты - свой. Теперь оба эти варианта снова согласовываются. Дело, правда, осложняется еще и тем, что Центризбирком, судя по всему, консультируется в администрации президента с одними чиновниками, а депутаты из комитета по госстроительству - с другими, что также не придает ускорения процессу подготовки новой редакции самого главного избирательного закона.
Многослойность и изощренность процедуры его согласования хорошо демонстрирует развязанная думскими центристами дискуссия о явке избирателей. Напомним, что представители "Единой России" призвали максимально ужесточить избирательные правила в этой части и считать победителем, к примеру, того кандидата в губернаторы, который наберет не менее половины голосов от общего числа избирателей того или иного региона. Центризбирком сначала раскритиковал эту инициативу, однако в последнее время его председатель Александр Вешняков несколько поменял свою позицию. На днях он согласился с тем, что главы субъектов РФ должны выбираться по той же схеме, которая действует на выборах президента страны: явка не менее 50 процентов, а победа - при условии получения не менее 50 процентов голосов от общего числа пришедших на участки граждан. Можно предположить, что точка зрения Вешнякова поменялась еще и потому, что усложнение избирательных правил для губернаторов станет приводить к провалам некоторых выборов, а следовательно, к назначениям исполняющих обязанности из Кремля. Глава ЦИК, кстати, поддержал и такую идею, отметив, что этих временных губернаторов президент мог бы назначать на год-два - пока идет подготовка к новым выборам.
Некоторая же часть администрации президента совсем не возражает против снижения порога явки на выборы, что и было предложено думской рабочей группой. (Депутаты считают, что на федеральных и региональных выборах вполне достаточно 20 процентов, а на повторных муниципальных и любого уровня не надо вводить вообще никаких порогов.) Хотя не исключено, что подобная позиция определенных сил в администрации президента была всего лишь частью той игры, которую на современном языке называют "разводкой". Как считает заместитель лидера фракции СПС Борис Надеждин, в настоящее время высока вероятность того, что кремлевцы и с законом об основных гарантиях поступят так же, как они повели себя в ходе обсуждения закона о гражданстве.
Напомним, что, когда последний законопроект уже практически был подготовлен к одобрению его во втором чтении, на Старой площади оперативно создали некую комиссию, которая через верных депутатов предложила Думе массу поправок, резко изменивших суть закона и приведших к тому, что после принятия большей их части его текст оказался внутренне противоречив. Если такой же сценарий будет осуществлен и при обсуждении закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, то почти полугодовая работа над ним окажется напрасной. Этот законопроект на порядок сложнее закона о гражданстве, и его противоречивость слишком дорого может стоить стране.