Вопрос о том, как будет происходить помилование осужденных на смерть, оказался в центре дискуссий, развернувшихся вчера на Старой площади. Федеральные и региональные чиновники, которым с этого года придется помогать президенту выбирать достойных прощения, спорили, как лучше выполнить указ президента.
Обновленная процедура помилования теперь будет занимать как минимум три месяца: 20 дней ходатайство осужденного может рассматриваться в колониях, еще неделю - в территориальных управлениях Минюста, месяц - в региональных комиссиях по помилованию, затем 15 дней - на губернаторском уровне и еще полмесяца - в администрации главы государства. Президент может изучать поступающие ему документы столько, сколько сочтет нужным. Повезет не всем. Из семи региональных комиссий, которые уже успели рассмотреть первые прошения, помиловать рекомендовано всего 10%. Тем же, кто пытался добиться помилования по старой процедуре, придется все начинать заново. Неизбежность повторной подачи прошения о помиловании представители федеральной власти объясняют довольно цинично: "Может, заключенный уже удох или заболел".
Представители региональных комиссий жаловались, что публикование списков кандидатов на помилование, проектировавшееся как элемент общественного контроля, может оказаться затруднительным. "У нас же в России организованная преступность: кого-то посадили, а кого-то нет. Не вызовут ли эти списки ненужного нам ажиотажа?" - задавался вопросом инициативный корректор президентского указа. Начальник управления президента по вопросам помилования Роберт Цивилев также отрицательно относится к этой процедуре. Он объяснил корреспонденту "НГ", что по инструкции опубликование списка должно происходить лишь после того, как их рассмотрел губернатор, а все документы на помилование уже отправлены в Кремль. Так что голос региональной общественности в Москве едва ли будет услышан.
Между тем Минюст, принимавший участие в разработке реформы помилования, оказался в этой цепочке едва ли не самым слабым звеном. Министерство, ограниченное в средствах на содержание заключенных, должно быть заинтересовано, чтобы помилованных было как можно больше. Однако дополнительных денег на саму процедуру помилования в бюджете Минюста также не предусмотрено. По словам представителя министерства, там рассчитывают на помощь губернаторов - сокращать финансирование на систему содержания заключенных никто не собирается. Пока же в Минюсте за помилование будет отвечать отдел из пяти человек, входящий в департамент госбезопасности. Кроме того, вчера представители территориальных подразделений Минюста жаловались, что за неделю они просто не успеют рассмотреть "весь вал прошений", если при этом им еще нужно следить за отчетливостью ксерокопий документов.
Вопрос о помиловании рискует превратиться в повод для пересмотра сфер влияния различных чиновников. Косвенно это подтверждают и кремлевские собеседники "НГ". Недавние рекомендации заместителя главы президентской администрации Виктора Иванова в адрес представителей Минюста о том, что им лучше сосредоточиться на условно-досрочном освобождении, характеризуются следующим образом: "Вообще-то это не дело министерства, но каждый тянет одеяло на себя".