Фильм французских журналистов "Покушение на Россию", снятый по заказу Бориса Березовского, все-таки попал в телевизионный эфир. Правда, не в российский. Первой страной, решившей показать своим зрителям 42-минутную пленку, стала Литва. Телепремьера состоялась вчера в 21.00 на Общественном литовском телевидении в политическом ток-шоу "Пресс-клуб", которое смотрят около 10% населения страны. Ведущий программы и руководитель независимой продюсерской компании "Спаудос клубас" Аудрюс Сяурусявичюс решил, что его зрители имеют право увидеть этот фильм еще до того, как посмотрел его сам. О том, как "Покушение на Россию" появилось на литовском телевидении, он рассказал корреспонденту "НГ".
- Аудрюс, почему вы приняли решение показать фильм "Покушение на Россию"?
- Это решение возникло у меня после того, как у депутата, который вез фильм в Санкт-Петербург (Юлий Рыбаков. - "НГ"), на таможне отобрали видеокассеты. На мой взгляд, это не очень цивилизованное решение. Но я не хочу выступать в роли арбитра. Сначала мы покажем фильм зрителям, а потом в студии состоится его обсуждение.
- Когда вы узнали о существовании этого фильма?
- Сразу после презентации в Лондоне. Сначала я не обратил особенного внимания на эту проблему - когда люди ссорятся, у них могут быть разные причины. Но когда задерживаются кассеты... Я думаю, если задерживают, значит, есть что-то. Обычно видеопленки на таможне не отбирают. В Литве, например, вообще это невозможно.
И я думаю, это ошибка для России. На самом деле отказ показывать этот фильм сейчас работает на интересы Березовского.
- А когда покажут, это будет работать на интересы Кремля?
- На интересы общества, я думаю.
- Как вы получили пленку?
- Трудновато было, но я нашел людей, которые мне помогли и прислали пленку. Мы только заплатили за перевозку.
- Откуда вы везли фильм?
- Это тайна.
- Березовский прислал?
- Я не знаю, через Березовского это делалось или нет. Я выходил на знакомых в России и в других странах.
- Какой реакции вы ожидаете от вашей телеаудитории?
- Не знаю. Когда делаешь телепередачу, стараешься, чтобы людям было интересно. Надеюсь, мои зрители будут иметь преимущество перед российскими. Возможно, у них возникнут вопросы или сомнения. Посмотрим... Русский язык в Литве еще помнят. Россия нам всегда интересна. И хотя сейчас у Литвы появились новые заботы - и Европейский союз, и проблема НАТО, но Россия по-прежнему остается в центре нашего внимания. Я только не хочу, чтобы показ этого фильма связывался с политикой.
- А вам не кажется, что этот вопрос все-таки политический и это может еще больше осложнить и без того непростые отношения Литвы и России?
- Сомневаюсь. Разве фильм может осложнить международные отношения? Я думаю, когда мы его покажем, зрители не увидят там суперсенсаций. И потом, я не политик, а журналист. И я думаю, общество имеет право знать разные точки зрения.
- А с литовским руководством вы на этот счет не консультировались?
- А зачем? Причем здесь власти? Березовский не государственный деятель. Кроме того, эту тему обсуждают во всем мире. И если бы фильм был показан в России, я бы его не показывал. Просто не было бы смысла, поскольку литовские зрители могут смотреть российские каналы по кабельному телевидению. Я не особый поклонник Березовского, в его политической карьере есть разные сюжеты. Но то, что происходит в России вокруг этого фильма сейчас, мне, как журналисту, не нравится. И я не очень верил, когда события вокруг российских телеканалов объяснялись экономическими причинами. Мы как будто возвращаемся в 1988-1989-е годы, когда все неформальные демократические движения Советского Союза печатали свои издания в Литве. Сейчас очень похожая ситуация. Я хочу, чтобы Россия жила благополучно и ее граждане чувствовали себя свободными, но без демократии и свободы слова этого не будет. Поэтому в показе этого фильма есть смысл. Но ни о какой политике я не думаю.
- Какие предположения звучали в Литве, сразу после взрывов домов в России?
- Когда это произошло, в Литве очень сочувствовали пострадавшим и, конечно, хотели, чтобы виновные были наказаны. Что касается предположений, то большинство версий шло из России и из мировой печати. Литовским журналистам сложно вести самостоятельное расследование в вашей стране. Мы в основном слышали версию о чеченских боевиках. Но я думаю, что фильм фильмом, Березовский - Березовским, но эти события нужно расследовать. И мы доверяем свои коллегам.
- Как вам кажется, почему власти в Москве не заинтересованы в показе этого фильма в России?
- Я не знаю, но думаю, что это большая ошибка. В вашем вопросе это уже сформулировано. Очень плохо, что вопрос о показе фильма решает власть. Это не ее дело. Такие вопросы должно решать телевидение. Тем более Владимир Путин сейчас такой популярный президент. Я не понимаю, зачем власти нужно так вмешиваться в дела телевидения и контролировать СМИ. Все равно когда-нибудь все будут вспоминать это как большую ошибку. И это самая главная проблема, которая сейчас зависит от власти.