-Вы в числе первых увидели фильм "ФСБ взрывает Россию". Каковы впечатления?
- Окончательное название фильма - "Покушение на Россию". Этот фильм имеет важное значение. Действительно, по-нашему глубокому убеждению, над демократией в России нависла серьезная угроза. Общество должно об этом знать и потребовать от государства окончательного и убедительного ответа на вопросы, которые возникают в результате просмотра фильма. После премьеры документального кино в Лондоне мы приняли решение провести в России акцию под лозунгом: "Мы хотим знать правду".
-КЧто произошло в Пулково-2?
- Вместе с председателем Санкт-Петербургской организации "Либеральной России" Вячеславом Горбенко я летел из Лондона в Санкт-Петербург прямым рейсом. Но, поскольку Петербург не принимал самолет из-за погодных условий, мы садились еще в Хельсинки. С собой у меня было две коробки, в каждой из которых по 50 кассет фильма. Полная версия - 42 минуты. Я заранее звонил и предупреждал пулковскую службу, что прилетаю, что у меня статус депутата, чтобы мне был обеспечен "зеленый коридор". Мне пообещали это сделать.
Меня встретили, я получил свой багаж, погрузил его на тележку и вместе с сотрудницей из VIP-зала пошел в сторону таможенников. Она им сказала, что я депутат и у меня "зеленый коридор". Таможенников это не смутило, они предложили мне объяснить, что у меня в коробках. Я им сказал, что в них видеокассеты. Они захотели, чтобы я их открыл и показал. Я объяснил, что обладаю дипломатической неприкосновенностью. Мои личные вещи, документы досмотру не подлежат. Таможенники сказали, что это их не волнует. Я ответил, что открывать коробки не буду, они смогут это сделать по своему произволу, но это будет нарушением федерального закона.
Они вскрыли коробки, увидели кассеты, забрали их себе, а мне выдали квитанцию, что якобы я сдал их им на хранение.
- Какие причины изъятия указаны в этой квитанции?
- На оборотной стороне квитанции написано, что предметы, задержанные по причинам политического, морального, санитарного и карантинного порядка, возврату не подлежат.
- Какая, на ваш взгляд, причина подходит больше - санитарная, карантинная?..
- Естественно, политическая.
- Когда вы прилетели, бросилось в глаза что-нибудь подозрительное?
- Все делалось в открытую. Когда таможенники отбирали у меня кассеты, они несколько раз подходили к двум лицам в гражданском, которые стояли в стороне и о чем-то говорили. Понятно, что таможенники выполняли заказ ФСБ. Чувствовали они себя не очень уютно - так мне показалось.
Санкт-Петербург