Сегодня начинается официальный визит министра обороны России Сергея Иванова в США. Наблюдатели связывают его с активизацией контактов по подготовке намеченной на май встречи президентов России и США и возможного подписания ими нового договора по СНВ.
По мнению Иванова, обе страны признают необходимость подписания нового взаимообязывающего документа. Позиция России состоит в том, чтобы в основу нового российско-американского договора были положены принципы открытости, доверия и контроля. Но именно по этим вопросам Москва и Вашингтон не могут договориться. По мнению первого заместителя начальника Генштаба Юрия Балуевского, США не намерены уничтожать имеющиеся у них ядерные боеголовки, а предпочитают применять к ним термин "оперативно развернутые боезаряды".
Второй вопрос, который обязательно будет затрагиваться Ивановым, - возможность развития ПРО США и развертывание элементов его базирования в космосе. В этом наши военные эксперты видят прямую угрозу России. Между тем есть большая вероятность, что добиться каких-то принципиальных уступок со стороны США в вопросах контроля СНВ и ПРО до начала визита Буша в Россию российским политикам вряд ли удастся. И в Кремле, и в Минобороны РФ это хорошо понимают и готовят контрмеры. Военные источники отмечают, что, во-первых, Москва пересмотрит свою ракетно-ядерную стратегию. Не исключено, что из трех составляющих стратегических наступательных вооружений Москва опять сделает ставку на развитие РВСН, а не на морские ракетно-ядерные силы. Многие специалисты считают, что это будет и дешевле, и надежней. Во-вторых, Москва усилит свои контакты с Китаем (а также, возможно, с Индией и Ираном) в вопросах противодействия гегемонистской по-литике США.
В-третьих, в администрации президента России и СБ сейчас пересматривают вопросы, связанные с развитием стратегических ядерных сил страны. Не исключено, что руководство РФ вновь вернется к идее создания Объединенного коман-дования Стратегическими силами сдерживания. Возможно, это "остудит" горячие головы в США и они согласятся на более всеобъемлющий и глубокий контроль за СНВ.