До вчерашнего дня годовщину смерти Иосифа Сталина, 5 марта, никогда не отмечали так бурно даже в среде либерально настроенной общественности. К этой дате оказались приурочены и премьера фильма "Покушение на Россию", и митинги сторонников "Либеральной России", и заявления правозащитников, и, наконец, публикация антисталинских материалов.
Особого внимания заслуживает обращение, распространенное вчера по каналам информагенств, подписанное такими видными деятелями гражданского общества, как Елена Боннэр, Аркадий Ваксберг, Лев Пономаре, Юлий Рыбаков, Сергей Юшенков, Валерия Новодворская, Игорь Яковенко. Авторы обращения призывают все гражданские силы, правых и левых "объединиться во имя спасения демократии". Они также полагают, что с середины 90-х годов в России "явно обозначился кризис демократического развития" и "на глазах росло отчуждение общества от власть имущих и государства - от гражданского общества". Так что в итоге политика нынешней власти является "не новым этапом либеральных реформ, но их ликвидацией". Лишним доказательством построения "управляемой демократии" правозащитники считают лишение представителей оппозиции доступа в эфир на государственных телеканалах, а это "фактически вычеркивает оппозицию из политической реальности и не может быть компенсировано сохранением нескольких демократических СМИ".
Однако власть отреагировала не на это жесткое заявление, а на событие, состоявшееся за пределами России. Вчерашняя пресс-конференция Бориса Березовского, на которой должны были продемонстрировать отрывки фильма "Покушение на Россию", обещала стать сенсационной. Не только потому, что фильм о взрывах в Москве в сентябре 1999 года однозначно (и, по словам видевших его, совершенно убедительно) указывает на российские спецслужбы как на виновников этой трагедии. На встрече с журналистами должны были присутствовать, как обещали устроители, "человек в маске" - сотрудник ФСБ, сумевший вывезти из России документы, свидетельствующие о причастности контрразведки к терактам, и родственники погибших на улице Гурьянова и Каширском шоссе.
Событие это настолько встревожило российскую власть, что с самого утра в электронных СМИ появились сообщения о выявленных Генпрокуратурой новых фактах причастности Бориса Березовского к финансированию чеченских боевиков "как под видом выкупа похищенных чеченскими боевиками людей, так и под видом финансирования восстановления экономики Чечни". А замначальника Управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры России Павел Барковский выступил с заявлением, что "полученная информация дает основания проверить следственным путем обстоятельства похищения и убийства генерала Геннадия Шпигуна на причастность к этому факту Березовского".
Вскоре Генпрокуратура заявила о готовности объявить Бориса Березовского в международный розыск в качестве "финансового спонсора международных террористов". Как считает Павел Барковский, "если будут собраны достаточные доказательства в отношении Березовского, то ему будет предъявлено обвинение и следствием он будет объявлен в международный розыск как финансовый спонсор террористов". Просьба о задержании и экстрадиции Березовского, по словам Барковского, может быть адресована Интерполу или британским правоохранительным органам на двусторонней основе.
Впрочем, в ближайшие две недели Борису Березовскому ничто не угрожает. Стандартное время оформления международного ордера на арест по каналам Интерпола - 14 дней, и до поступления ордера в английское бюро этой организации в Британии никто искать, а тем более задерживать его не будет. В случае же прямого обращения с просьбой к британским полицейским времени может уйти еще больше. Прежде чем принять какое-то решение, полиция должна рассмотреть обоснованность просьбы, и даже грозное по нынешним временам обвинение в финансировании террористов вряд ли поможет: слишком уж хорошо на Западе знают отношения Березовского с российской властью. Бориса Абрамовича однажды уже объявляли в международный розыск, и российское МВД даже знает, что он ест на завтрак, но тем не менее до сих пор на берегах Альбиона свободе Березовского ничто не угрожало.
А вот участники и гости вчерашней пресс-конференции, получившие в подарок кассеты с "Покушением на Россию", рискуют куда сильнее. Нет, конечно, не своей свободой, а самими кассетами. Памятуя о событиях лета 2000 года с задержанием делегации "Медиа-МОСТа" в Шереметьево, нетрудно догадаться: будут приложены все усилия, чтобы "держать и не пущать" крамольный фильм. Тем более что декларировать кино- и видеопродукцию обязан каждый въезжающий в Россию.
Тем временем пока руководство "Либеральной России" совещается в Лондоне с сопредседателем своего движения, в течение вчерашнего дня в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Ростове-на-Дону, Брянске, Тамбове должны были пройти масштабные акции, организованные сторонниками движения. В ходе митингов и конференций члены "Либеральной России" намеревались выступить за "создание системы гражданского контроля над деятельностью спецслужб" и формирование "общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов" в 1999 году.
В Брянске местной организации "Либеральной России" не было дано разрешение на проведение пикета, заявленного на 5 марта. Один из руководителей организации Владимир Горбанев заявил, что причина городской администрацией объявлена чисто техническая: заявление на проведение пикета было подано слишком поздно, хотя документы были отправлены в администрацию по почте еще 22 февраля.
Пермские же сторонники движения "Либеральная Россия" провели в этот день конференцию на тему "О защите прав жертв политических репрессий и недопустимости реставрации сталинизма". В двухчасовой конференции, проходившей в пермском Доме журналиста, помимо представителей "Либеральной России" участвовали пермское отделение общества "Мемориал" и пермский региональный правозащитный центр - всего около сорока человек. Одной из главных обсуждавшихся тем стали поправки к Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий", разработанные пермским отделением "Мемориала" и внесенные на рассмотрение Госдумы России депутатами Виктором Похмелкиным и Владимиром Лысенко. На сегодняшний день судьба этих поправок неясна: они потонули в недрах аппарата Госдумы.
Пока в регионах "либероссы" пикетировали местную администрацию, вчера в Москве прошла презентация компакт-диска "Сталинские расстрельные списки", подготовленного обществом "Мемориал", Архивом президента РФ и Госархивом РФ. Презентация была специально приурочена к годовщине смерти Иосифа Сталина. Архивные списки, представленные на диске, доказывают личную ответственность Сталина и его окружения за гибель 40 тысяч человек из тех полутора миллионов, которые были репрессированы в период большого террора 1937-1938 гг. По словам председателя правления общества "Мемориал" Арсения Рогинского, эти "документы свидетельствуют о методах, которыми этот человек управлял страной".
Впервые о существовании списков стало известно из доклада Никиты Хрущева на XX съезде КПСС, но вплоть до конца восьмидесятых годов эта тема была закрытой для исследований. Рогинский особо поблагодарил куратора президентского архива Игоря Сечина за разрешение на проведение архивных изысканий, данное чуть более года назад правозащитникам. В ходе этих исследований были обнаружены 357 списков, завизированных Сталиным, 372 списка с подписью Молотова, а также списки, подписанные Кагановичем, Ворошиловым, Ждановым, Микояном. Дело в том, что в соответствии с постановлением ЦИК, изданном сразу после убийства Кирова, следствие по делам о террористических организациях велось в ускоренном порядке, а все списки, поступавшие в военную коллегию Верховного суда, утверждались Политбюро. Но списки с личной правкой и комментариями членов партийной верхушки подтверждают предположения о том, что суд фактически штамповал уже принятые решения. По существу эти документы представляют собой свидетельство личной ответственности руководства страны за массовые убийства, ведь осуждение происходило во внесудебном порядке.
Впоследствии материалы компакт-диска правозащитники намерены использовать для составления Книги памяти жертв. Представлявший фонд "Демократия" Александр Яковлев заявил на презентации, что публикация реальных документов является "наиболее умным путем борьбы с равнодушием общества к прошлому". Яковлев также считает, что в последнее время в СМИ распространилась тенденция умолчания о действиях Сталина.