Технология совмещения президентских и парламентских выборов, о возможности которого "НГ" уже писала, практически готова. И всероссийским днем выборов планируют сделать 26 марта 2004 года.
Как утверждают источники "НГ", разработанная технология не противоречит ни президентскому принципу, из которого должны исходить все реформаторы - "Конституцию не трогать", ни задаче, которую администрация первого лица поставила перед партией власти: взять на следующих выборах как минимум половину думских портфелей.
Логика инициаторов совмещения выборов предполагает буквальное прочтение Основного закона. Так, в ст. 96 Конституции записано, что "Государственная Дума избирается сроком на четыре года". Учитывая, что нынешний состав нижней палаты начал свою работу 19 января 2000 года, на Охотном ряду он вполне может "досидеть" до 19 января 2004 года. В то же время, как говорится в ст. 99 Основного закона, полномочия прежнего созыва Думы прекращаются лишь с началом работы новоизбранных депутатов. Таким образом, законодательные полномочия Думы вполне могут быть прекращены 19 января 2004 года, а депутаты в этом случае "разойдутся" на предвыборную кампанию с сохранением всех статусных благ - от неприкосновенности и служебных автомобилей со спецпропусками до бесплатного эфирного времени и на худой конец льготного медицинского обслуживания.
Реализовать эту технологию на практике "Единой России" на сегодняшний день мешает только федеральное избирательное законодательство, которое, впрочем, Дума готовится серьезно скорректировать. Так, глава Центризбиркома Александр Вешняков не исключил, что уже в конце марта закон об основных гарантиях избирательных прав граждан может быть принят депутатами во втором чтении, а в конце апреля - получить подпись президента. В этом случае у "Единой России" есть основания рассчитывать, что до окончания весенней сессии первое чтение пройдут и поправки к законам о выборах президента и депутатов.
Категорически против такой вольности, как совмещение выборов, выступил спикер Госдумы Геннадий Селезнев. И это понятно. Манипуляция со статьями Конституции - вещь малоприятная, а по прошествии времени, может, и наказуемая. Ведь следуя 99 статье о начале функционирования Думы, депутаты фактически нарушают 96-ую - об окончании ее полномочий. И ответственность за это ляжет в первую очередь на Селезнева. Конечно, подобный расклад можно списать на внутриконституционные противоречия. Но некоторая натяжка при этом все-таки будет присутствовать. А привлекать Конституционный суд для обоснования совмещения президентских и парламентских выборов - не слишком красивое с точки зрения имиджа государства занятие. Россия однажды уже стояла на пороге манипуляций с выборами - в 1996 году, когда Борис Ельцин все-таки воздержался от отмены президентских выборов. Первый президент России смог понять,
что стране крайне важно не перейти ту грань, когда государство из демократического (или находящегося на этом пути) превращается в государство, эксплуатирующее понятие демократии.
Впрочем, в совмещении президентских и парламентских выборов есть как свои плюсы, так и минусы. Плюсы, по крайней мере публично, преподносятся прежде всего финансовые. Сегодня одна предвыборная кампания федерального уровня обходится бюджету в среднем в 2 млрд. руб. Думская чуть дороже (из-за большего количества участников), президентская - дешевле, но в сумме никак не меньше 1 млрд. руб. "Оптовые" же выборы в идеале можно сделать дешевле как минимум в полтора раза.
Возможность получить политические бонусы, по крайней мере для кандидатов власти, также очевидна. Совмещение выборов позволит президенту публично огласить список тех людей, с которыми ему удобнее работать на благо страны. И можно не сомневаться, что уже одно это гарантирует лояльным власти партиям дополнительные места в нижней палате парламента. Это же в значительной степени нейтрализует обычный для думских кампаний объем критики в адрес правительства и Кремля. Кроме того, большинство кандидатов в президенты одновременно будут лидерами рвущихся в Думу партий, а вести агитацию на два фронта гораздо сложнее. Кроме того, ударная часть предвыборной кампании придется на период подготовки населения к долгим новогодним праздникам, когда обычно не до большой политики.
Но, несмотря на все плюсы новой схемы, представители российской политэлиты пока не торопятся объявить себя сторонниками совмещения президентских и думских выборов. Пока "за" высказались только представители партии власти, в частности лидер фракции "Единство" Владимир Пехтин. Хотя и активно "против" выступили лишь коммунисты. По мнению главы КПРФ Геннадия Зюганова, центристы просто боятся отчитаться перед избирателями за свою деятельность и предпочитают спрятаться за спину президента.
Федеральные чиновники на тему совмещения выборов высказываются более осторожно, хотя и без явного восторга. Так, Александр Вешняков к этой возможности относится скептически. По его словам, "безупречная легитимность власти стоит дороже, чем сэкономленные полмиллиарда или даже миллиард рублей". Это может касаться как некоторых федеральных кандидатов, особенно любителей "поспекулировать" на близости к президенту, так и представителей региональных элит. Действующее законодательство в определенных случаях не запрещает совмещать региональные выборы с федеральными кампаниями. И не исключено, что к 26 марта некоторые предвыборные списки разрастутся настолько, что рядовой избиратель в них просто запутается.
Не нравится идея совмещения выборов и спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. По его словам, их, напротив, следует "максимально развести", поскольку выборы президента не должны совпадать ни с какими другими. В этом заявлении также есть определенная логика. Достаточно вспомнить весь поток информационной критики, обрушившийся на Владимира Путина осенью 1999 года. И если президенту она в итоге заметно не повредила, то "прицепным партийным вагоном" тогда скорее всего пришлось бы пожертвовать, хотя бы ради спасения имиджа первого лица.