Если в советские времена "кадры решали все", что касалось борьбы за власть, то в рыночной системе кадровые потери - это в первую очередь потери экономические. Простой пример. На прошлой неделе команда главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова выиграла конкурс на новую радиочастоту. И если год назад стоимость радиостанции оценивалась примерно в 10 млн. долл., то уже в ближайшее время ее капитализация может заметно снизиться. Насколько - зависит от "Газпрома" как главного акционера радиостанции.
Алексей Венедиктов покинет "Эхо" в любом случае - ему интересно развивать новый проект радио "Арсенал". Не исключено, что вместе с ним на новую частоту уйдут и ряд журналистов (концепцию нового радио писали 12 человек). Это уже снижает стоимость "Эха Москвы". Если "Газпром-медиа" примет предложение журналистов и продаст им ту часть акций, при которой радиостанция сможет считать себя независимым от государства, его потери будут не радикальны, но "эховцы" получат целых две частоты. Если "газпромовцы" на это не пойдут, а до сих пор альтруизма за ними не замечалось, и решат делать более легкий радиопроект, "Арсенал" перейдет к сегодняшнему информационному формату "Эха". Нетрудно догадаться, на чьей стороне в этом случае окажутся журналисты, привыкшие подавать новости свежими. А сколько долларов готовы платить инвесторы за пустую студию, пусть даже с неплохой аппаратурой?
В новейшей истории "Газпрома" этот случай кадрово-финансовых потерь уже далеко не первый. Еще совсем недавно телекомпания НТВ была лидером российского информационного вещания, с которым мог конкурировать разве что ОРТ (по рейтингам, а не по сети охвата), и то с переменным успехом. В лучшие времена ее стоимость западные банки оценивали примерно в 1 миллиард долларов. А до финансового кризиса 1998 года уровень капитализации "четвертой кнопки" был настолько высок, что руководители канала всерьез обсуждали вопрос о выпуске акций телекомпании на Нью-йоркской фондовой бирже. Мечтать об этом на тот момент не мог ни один участник российского медиарынка. Телевизионщики вспоминают, что, когда руководитель ВГТРК Олег Добродеев обзавелся 3% акций НТВ, он выглядел едва ли не самым счастливым обитателем Останкино. "Наконец-то я стал богатым человеком", - говорил телевизионный чиновник, чье приобретение оценивалось в 30 млн. долл.
К апрелю 2001 года НТВ стоило уже куда как меньше. "Откамуфлированные" люди на телевидении ценятся совсем не так высоко, как корреспонденты, операторы и звукорежиссеры, многие из которых предпочли уйти на ТВ-6. К середине года за контрольный пакет НТВ в лучшем случае готовы были заплатить 150 млн. долл., а учитывая инвестиционную закрытость "Газпром-медиа", полугосударственный медиамагнат едва ли сможет рассчитывать даже на эту сумму.
Это лишь видимая часть финансовых потерь "Газпрома", без которых компания вполне могла бы обойтись. В его "пассивах" есть и более мелкие, а потому менее известные потери. Одна из них - телекомпания АСТ "Прометей", региональная сеть которой была вполне сравнима с телеаудиторией ТНТ. Стоимость "Прометея" специалисты оценивали в среднем в 10 млн. долл., а при не слишком значительных финансовых и административных вложениях у компании могла бы появиться очень неплохая перспектива. Однако "Газпром" выбрал другую перспективу: региональная телесеть по непонятным причинам оказалась не нужна, и в ближайшее время из-за хронического недофинансирования она скорее всего тихо закроется.
Впрочем, снижение стоимости медиа-активов "Газпрома" лишь частично отражает объем имиджевых потерь самой газовой монополии. В бюджете компании на этот год корпоративные финансисты, по сообщениям ряда СМИ, обнаружили дыру в 5,8 млрд. долл. И если еще полгода назад менеджеры компании категорически опровергали выводы зампреда правления Сергея Дубинина о том, что "Газпром" стоит на пороге дефолта, опубликованные в "НГ", и не нашли ничего лучше как уволить "раздувателя скандала", то теперь они просто вынуждены признать всю сложность ситуации. Есть, правда, и другой вариант - продолжать брать многомиллионные кредиты в Сбербанке и Внешэкономбанке, а заодно сажать собственных менеджеров. Этой практикой в "Газпроме" сейчас также не брезгуют. Но вряд ли это поможет убедить западных партнеров в том, что дефицит почти в 6 млрд. долл. для российского газового монополиста отнюдь не катастрофа и его можно покрыть за счет продажи непрофильных видов бизнеса.
Бизнес по-советски никогда не вдохновлял западных инвесторов на серьезные капиталовложения. Вместе с тем похоже, что в "Газпроме" эта разновидность рыночных отношений, особенно применительно к медиа-активам, за последний год прижилась как нельзя лучше. Здесь "газпромовцы" добились выдающихся результатов. В апреле исполняется ровно год с момента "национализации" НТВ. И уже сейчас можно сказать, что за это время газовым менеджерам удалось "уронить" стоимость одной только "четвертой кнопки" как минимум в три раза.