"Газпром" собрался продавать свои медиа-активы. Завтра этот вопрос будет вынесен на рассмотрение совета директоров. Однако газовый монополист расставил все точки над i заранее. Продажа медиа-активов не будет проводиться в форме открытого аукциона. И "Газпром" готов предпринять все необходимые меры по обеспечению конфиденциальности участия в сделке будущих инвесторов. Все это наводит на мысль о возможных скандалах. Ведь получается, что "Газпром" заинтересован не столько в деньгах, сколько именно в конкретных инвесторах.
Понятно, что если конкурс проводится открыто, а его участники публично называют цену, то выручка от продажи получается больше. Все торги, например, антиквариатом проводятся именно по такой схеме, и продавать стул эпохи какого-нибудь Людовика на основе закулисного сговора никто не будет. Без веских на то причин. Что же "Газпром"? Его скрытность - ведь даже результаты экспертной оценки инвестиционного банка Dresdner Kleinwort Wasserstein монополия не собирается раскрывать, чтобы не повлиять на процесс дальнейших переговоров с потенциальными покупателями, - подводит к весьма неутешительным выводам. Если продажа медиа-активов производится не по финансовым мотивам, то речь идет об их передаче под контроль определенных финансово-политических групп.
Конечно, "Газпрому" всегда приходилось быть в некоторых отношениях с политикой. Теперь именно эти "отношения" и диктуют, кому медиа-активы должны быть переданы. Похоже даже, что их судьба была решена изначально. А это плохо и для "Газпрома", и для этих самых медиа-активов. Ведь в перспективе, если власть переменится, результаты столь конфиденциальных торгов наверняка будут оспорены. Но эту цепочку можно выстроить и наоборот. Так, чтобы все заинтересованные стороны, как говорится, остались при своих. Тем более что начало очередной гонки по выборам верховной власти приближается с каждым днем.
Медиа-активы "Газпрома" являются мощным средством воздействия на электорат. Напомним, что газовый монополист сегодня владеет контрольными пакетами акций компаний группы "Медиа-МОСТ", включая НТВ, "НТВ-Плюс", "ТНТ-Телесеть", "Эхо Москвы" и издательский дом "Семь дней". Помимо этого "Газпрому" принадлежат акции телекомпании "АСТ-Прометей", газет "Труд" и "Трибуна". Возможно, потенциальный инвестор "Газпрома" как раз и заинтересован в том, чтобы включить все перечисленные СМИ в свой предвыборный актив.
А вот мнения людей, осведомленных о ситуации с продажей медиа-активов, относительно закрытости этих торгов.
Борис Федоров, член совета директоров ОАО "Газпром"
С моей точки зрения, публичные торги могут позволить выручить больше денег. И я за это буду выступать. О том, что принято какое-то решение, мне неизвестно. Я думаю, что никакого решения о публичности или непубличности торгов никто нормально не принимал. Совет директоров еще не рассматривал этот вопрос. Все сделки по отчуждению любых активов "Газпрома", если вы помните, с октября 2000 года рассматриваются советом директоров. И по ним принимается решение. Никто этого не отменял. Насколько я понимаю, сейчас в документах к очередному заседанию совета они (правление ОАО "Газпром". - "НГ") предлагают принять к сведению информацию о состоянии работы по оценке активов. Никакого решения сейчас не принимается.
Насколько я понимаю, правление просто докладывает о состоянии дел, но пока никаких конкретных вещей нет.
Поэтому мой комментарий - никакие решения еще не принимались, но если они будут приниматься, то я, безусловно, за публичные торги, за нормальный процесс. С тем, чтобы меньше было скандалов и чтобы больше денег получил "Газпром". Другой информации у меня нет.
Дмитрий Остальский, руководитель пресс-службы "Медиа-МОСТа"
Закрытые торги означают, что "Газпром" уже знает, кому будут проданы эти медиа-активы. Если эта продажа вообще когда-нибудь состоится. Пока все обещанные сроки продажи уже давно прошли, и не думаю, что реальная продажа этих активов - дело недалекого будущего. Пока больше разговоров. Но если они и будут проданы таким закрытым путем - хотя это, с моей точки зрения, проблема "Газпрома" - здесь возникает очень много интересных юридических вопросов. Так как большинство компаний (из медиа-активов "Газпрома". - "НГ") - закрытые акционерные общества, то вообще-то, согласно российскому законодательству, в первую очередь в этом случае необходимо предлагать купить их другим акционерам. Или по крайней мере при продаже иметь согласие на продажу данных пакетов акций от других акционеров. Иначе сделки нельзя будет считать юридически чистыми. Я не знаю, как из этого положения будут выходить господа из "Газпрома". Но это их сложности.
Эдвард Вержбовски, президент Global American Television
Закрытые торги по своему выбору. Это очень сложная и действительно печальная ситуация. "Газпром-медиа" хочет быть открытой компанией. Она хочет, чтобы ее уважали за рубежом. Однако примеры, которые она преподносит, действуя таким образом, создают ей дурную репутацию. Потому что это не способ ведения честного бизнеса. Даже при всех прошлых достижениях "Газпрома" это вообще не бизнес.