В январе 2002 года в России произошла подлинная инфляционная катастрофа, значение которой до конца еще не осмыслено. Идущее вот уже почти полгода ускорение инфляции вышло на качественно новый уровень. После роста с 0,6% в сентябре до 1,1% в октябре, 1,4% в ноябре и 1,6% в декабре инфляция в январе 2002 года ускорилась почти вдвое - до 3,1%, не просто превысив уровень января 2001 года (2,8%), но поставив новый рекорд с постдефолтного февраля 1999 года.
Первый же месяц 2002 года превратил прогноз Грефа в такой же анекдот, каким, по его признанию, стал его прошлогодний прогноз. Но, что значительно хуже, январский рост цен превращает в фикцию и бюджет-2002: при "сверхплановом" росте цен его средств заведомо не хватит на нужды бюджетополучателей.
В условиях нехватки средств и ужесточения бюджетной дисциплины, при которой бюджетополучатель не может компенсировать сверхплановый рост цен и тарифов за счет переброски средств с менее важных статей, станут нормой массовые отключения тепла и света. Их угроза уже превратилась в такой же источник навязчивых страхов и психических заболеваний, какой раньше была угроза ядерной войны; в 2002 году эти страхи уже стали реальностью не только на Тихоокеанском флоте, но и в городах-миллионниках (пример - Екатеринбург).
На фоне подлинного инфляционного взрыва и его уже очевидных последствий жвачка о "новом качестве устойчивого экономического роста", пережевываемая официальной пропагандой, является настоящим издевательством над обществом и иностранными инвесторами.
Падение мировых цен на нефть сделало нереальным заложенное в бюджет увеличение ВВП на 4,3% и ограничило его 3,7%. Высокая инфляция и вызванная ею дезорганизация экономики затормозят рост еще сильнее - примерно до 3%. В результате за годы третьего витка либеральных реформ темпы развития России замедлятся почти втрое: с 8,3% в 2000-м до 5,2% в 2001-м и около 3% - в 2002 году.
Это замедление наглядно проявилось уже в 2001 году, когда промышленный рост сократился с 11 и 11,9% в 1999 и 2000 годах до 4,9% - почти в 2,5 раза, инвестиционный рост замедлился вдвое - с 17,4% в 2000-м до 8,7% в 2001 году и даже реальные доходы населения - с 9,3 до 5,9%.
"Невидимая нога рынка", на которую уповали захватившие экономическую власть в России либеральные фундаменталисты, надавила на педаль не газа, но тормоза. Причина - нежелание государства решать структурные проблемы: незащищенность собственности, произвол монополий, деградация депрессивных регионов, разложение госаппарата.
Относительно высокая инфляция усугубит это торможение, и ни изъятие природной ренты у экспортеров, ни продолжающееся замораживание средств налогоплательщиков в бюджете, ни тем более либерализация валютного регулирования не улучшат положения.
В чем же причина инфляции?
Последние три месяца в стране проводится беспрецедентно жесткая финансовая политика, а в ноябре вообще наблюдалась вещь, невиданная (за исключением ее сезонных январских сокращений) после дефолта, - сжатие денежной массы. То, что ужесточение финансовой политики сопровождается ускорением инфляции, означает, что последняя вызвана не монетарными факторами, не переизбытком денег в экономике.
Причина инфляционного взрыва - капитуляция государства перед произволом монополий, которая проявилась в грабительской реформе ЖКХ (коммунальные платежи выросли в некоторых регионах в 1,9 раза) и в примирении с монопольным произволом на рынке лекарств. Введение 10-процентного НДС должно было вызвать рост цен на медикаменты на 4-6%, но монополии повысили цены на 7-20, а то и 30%, причем в отношении лекарств, доставленных в торговлю еще при низких налогах.
Правительство заслуженно гордится тем, что повысило тарифы естественных монополий не на 35, а на 14-16% (в годовом исчислении). Но оно по-прежнему не пытается обеспечить их полную финансовую прозрачность, ограничиваясь инвестиционными программами и игнорируя скандалы типа "дела "Фалькон". Но главное - оно забывает, что нелепо ограничивать естественные монополии, забывая про обычные: тогда цены повышают именно последние, как это было на рынке лекарств.
Страна задыхается без комплексной антимонопольной политики, но ответственное за нее ведомство - Министерство антимонопольной политики - игнорирует остроту проблемы, сконцентрировавшись на громких, откровенно рекламных заявлениях и хаотическом выдвижении разнообразных и часто абсурдных обвинений (вплоть до телефонного терроризма), которые, как правило, не имеют продолжения.
Инфляционный взрыв января показал: оздоровление МАПа - ключевой фактор развития России, ибо без нормализации антимонопольной политики невозможно обуздать инфляцию, а значит - обеспечить гармоничное развитие экономики.