Чем ближе срок оглашения послания президента Федеральному собранию, тем больше предположений и догадок о том, с чем же конкретно Владимир Путин обратится к нации. Так, член политсовета СПС Алексей Кара-Мурза, например, считает, что президентское послание будет звучать на фоне ухудшающейся ситуации в стране и поэтому глава государства попытается совместить проблему федерального патернализма с проблемой улучшения социальных позиций в регионах. И еще он "задним числом должен будет обосновать свой стратегический выбор в пользу Запада", ведь Россия пошла на Запад "по-азиатски", с внутренне закрепощенным населением. А политолог Вячеслав Никонов полагает, что речь в послании Путина должна идти прежде всего об экономической политике. Вернее, об известных всем вещах, которые в наибольшей степени мешают развитию российской экономики.
Обсуждению будущего послания президента было посвящено и вчерашнее заседание клуба "Гражданские дебаты", где присутствовали представители от политики и бизнеса. Все они сошлись во мнении, что ежегодная речь главы государства на этот раз будет играть ключевую роль в определении перспектив развития страны. И не только потому, что это середина срока правления Владимира Путина, но и потому, что у президента есть правило говорить не о своих намерениях, а о четких планах. К тому же все, что было сделано до этого, досталось Путину "по наследству" от Ельцина, правда, с неизбежными путинскими корректировками. И сейчас наступает момент, когда президент будет сам формировать свою программу. Два предыдущих послания Путина Федеральному собранию, по мнению политолога Сергея Маркова, были адресованы не разным социальным группам, а чиновникам. В результате, по выражению главы Института глобализации Михаила Делягина, "президент отдал страну на растерзание бюрократии".
В прессе и в обществе уже определились основные комплексы ожиданий от предстоящего послания. Первый - "внешнемобилизационный" - связан с резким внешнеполитическим поворотом России, и поэтому вся деятельность государства рассматривается через призму глобальных вызовов. Об этом чаще всего говорят политэксперты и представители левого политического спектра. Второй - "внутримобилизационный" - построен на ожидании некоего прорыва на важнейших направлениях экономики, реформирования армии и ВПК, о чем, как правило, дискутируют правые. Третий ставит во главу угла задачу "точной настройки" государственной политики на специфику и интересы регионов. Наконец, четвертый комплекс ожиданий связан с кадровым обновлением и созданием принципиально новой генерации лидеров российского общества. Однако, по мнению президента ФЭП Глеба Павловского, стиль гаданий непродуктивен. Обсуждение концепций на уровне экспертов, как правило, не соответствует реальному принятию решений со стороны власти. Тем более что в этом третьем послании Путина эксперты участвуют, к сожалению, только в роли спичрайтеров. И можно только надеяться, что послание не будет отраслевым.
В то же время известный политолог Андрей Федоров считает, что президент должен прежде всего определиться, что будет с системой власти. В частности, федеральные округа должны либо получить дальнейшее развитие, либо умереть. Путин должен четко сказать о том, будет ли меняться Конституция, ведь до этого он умело уходил от этого вопроса. Главе государства следует дать определенный, а не декларативный ответ о независимых СМИ. Наконец, общество ждет от Путина внятных слов о том, есть ли реальный выход из чеченского кризиса. "Власть на местах сегодня отсутствует, - констатировал директор Центра корпоративного предпринимательства Сергей Чернышев. - Президентская вертикаль провисла, так как она не знает, зачем вообще она нужна". Что касается кадров, то "система производит людей с дипломами менеджеров и юристов, которые ничего не знают об экономике". А член бюро РСПП Каха Бендукидзе считает, что президент обязательно должен сказать о том, что у нас самая обширная налоговая система в мире, которая мешает развитию бизнеса, и речь должна идти о проблеме упрощения законодательства.
Возможно, некоторые предложения и пожелания экспертов все же найдут свое отражение в нынешнем послании президента Федеральному собранию. Хочется хотя бы узнать, какую модель государства мы будем строить и что будет дальше с непобедимой российской бюрократией. Однако больших надежд на это обращение к народу возлагать, думается, не стоит.