Меньше недели потребовалось кабинету министров, чтобы перераспределить между собой функции бывшего вице-премьера Ильи Клебанова, освобожденного указом президента в прошлый понедельник. Белый дом огласил новый список, распределяющий обязанности между уцелевшими заместителями премьера.
Согласно этому документу, заместитель председателя правительства РФ и глава Минфина Алексей Кудрин координирует и осуществляет контроль за деятельностью Минэкономразвития, МНС, МАП. Кудрин также рассматривает вопросы деятельности ГТК в части обеспечения доходов в бюджет и взаимодействия с ЦБ в денежно-кредитной политике.
Его коллега по кабинету вице-премьер Виктор Христенко будет координировать вопросы федеральных отношений, государственной политики в отношениях со странами СНГ и Европейского союза. Одновременно в сфере влияния Христенко остаются Минэнерго, Минприроды, Минтранс, Минсвязи, МПС, Госстрой и федеральная энергетическая комиссия.
Тем временем вице-премьер Алексей Гордеев, руководящий Минсельхозом, координирует Госкомитет РФ по рыболовству, федеральную службу геодезии и картографии, службу земельного кадастра, федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственную хлебную инспекцию при правительстве РФ.
Вице-премьер Валентина Матвиенко сохраняет за собой контроль за Минтруда, Минздравом, Минобразования, Минкультуры, Минпечати, госкомитетом РФ по физкультуре и спорту, Федеральной архивной службой, Пенсионным фондом, Фондом социального и обязательного медицинского страхования.
Дополнительные обязанности получил и премьер-министр Михаил Касьянов. Отныне он курирует деятельность Минатома, Минимущества, Минпромнауки, ГТК и РФФИ, а также руководит комиссией правительства по военно-техническим вопросам, координирует взаимодействие с Центробанком и Российской академией наук. Кроме того, Касьянов будет обеспечивать координацию совместной деятельности с федеральными органами исполнительной власти, которыми руководит президент. Эти полномочия фактически лишают его сомнительно почетного статуса "технического премьер-министра", ведь до сих пор, по мнению экспертов, Касьянов отвечал за все, не руководя ни одним конкретным ведомством.
Впрочем, есть основания считать, что личное руководство отдельными ведомствами, такими как таможня и РФФИ, премьер-министр взвалил на себя лишь для того, чтобы сохранить относительный баланс между вице-премьерами. Влияние на каждую из этих структур (особенно если учесть новую программу приватизации госимущества) обеспечивает контроль за весьма значительными финансовыми потоками. И если бы эти дополнительные полномочия были переданы кому-то из вице-премьеров, например Виктору Христенко, то в правительстве опять появилась бы фигура, почти равная премьер-министру. И хотя все пересаживания из кресла в кресло, происшедшие в правительстве, мотивируются соображениями оптимизации работы и обещанной "тонкой настройки" кабинета, трудно не усмотреть в этих перестановках не только политические интриги, но и просто личное сведение счетов. Так, по некоторым данным, сам Илья Клебанов неоднократно присматривался к креслу премьера и не стеснялся за спиной Касьянова манипулировать импортными пошлинами на подержанные иномарки. Впрочем, какова бы ни была причина удаления Клебанова, сам факт сокращения числа вице-премьеров косвенно подтверждает слухи о возможных будущих перестановках в кабинете министров.