0
752
Газета Политика Интернет-версия

26.02.2002 00:00:00

Рейтинг полпредов

Тэги: полпреды


Итоги назначения руководителей комитетов и комиссий и их заместителей в Совете Федерации дают представление не только о том, какие лоббистские группы представлены в верхней палате парламента. Распределение руководящих должностей в Совете Федерации демонстрирует также величину "удельного веса" федеральных округов и президентских полпредов в российской политике.

По "валовому" показателю безусловным лидером является Центральный округ. Однако его 14 пунктов при ближайшем рассмотрении оказываются не слишком высокого достоинства. Три председателя комитета - звучит внушительно. Но один - по делам давно уже полумифического СНГ. Другой комитет - по аграрно-продовольственной политике. Отрасль настолько серьезная, что в советские времена назначение на должность министра сельского хозяйства почти гарантировало скорую отставку счастливца-агрария. А ведь комитет в Совете Федерации - это не министерство, спроса за неурожаи и смехотворные надои с него быть не может. Но как мощное средство лоббирования этот комитет может оказаться чрезвычайно полезен областям Центрального округа. В центре России сельское хозяйство нуждается в таком лоббизме, пожалуй, как нигде. Третий комитет - по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Центральный округ получил кроме председательской должности еще двух замов. В последние годы российская наука, равно как и культура, существуют - хорошо ли, плохо ли - практически без вмешательства извне, то есть без помощи со стороны властей. То же самое можно сказать о здравоохранении и образовании. Если руководство комитета Совета Федерации сумеет изменить эту традицию, им можно будет ставить памятник - рядом с коллегами из аграрного комитета. Еще у ЦФО есть первая и вторая должности в комиссии по естественным монополиям. Постоянная комиссия по статусу практически приравнена к комитету. Три монополиста чувствуют себя пока настолько уверенно, что им - комиссией больше, комиссией меньше. Однако именно вокруг этой комиссии шли основные споры - о том, что она будет существовать в СФ объявили буквально за несколько дней до формирования руководящих органов верхней палаты, и отбоя от желающих пореформировать монополистов не было.

Немного отстает от Центрального Сибирский округ. По числу возглавляемых комитетов он вообще идет на равных. У "сибиряков" их тоже три, но они гораздо более весомые: по конституционному законодательству, по социальной политике, по природным ресурсам и охране окружающей среды. Такой набор очень выгоден Сибирскому округу. "Второсортный" комитет по социальной политике дает хороший PR-выход. А комитеты по конституционному законодательству и природным ресурсам несут серьезную смысловую нагрузку. Особенно в свете заявлений и самого Сергея Миронова о необходимости менять Основной закон страны, и ряда сенаторов, пробросивших ту же идею перед недавней встречей с президентом.

Природные же ресурсы - это огромные деньги. Логично было бы ожидать, что на этот комитет "сядут" все-таки люди из Уральского округа, где добывается почти вся российская нефть и газ. Но Уральский округ оказался самым обделенным при распределении портфелей. Председатель комитета по судебно-правовым вопросам, председатель комиссии по делам молодежи и спорту. Зампреды комитетов по делам Севера и по делам СНГ. Негде особо разгуляться ни лоббистам, ни политическим карьеристам. Таким же обделенным остался Южный округ. Первые роли в одном комитете и одной комиссии. Но и комитет какой-то между небом и землей - по делам Федерации и региональной политике, и комиссия какая-то посредническая - по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

"Твердым середнячком" выглядит Приволжский округ, но это кажущаяся невзрачность. Волжане сумели получить руководство наибольшим числом комитетов - четырьмя. И комитеты подобрались один к одному: по бюджету; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике. Разве только комитет по вопросам местного самоуправления несколько выпадает из этого ряда, да и то лишь на первый взгляд. Местные органы власти лишь кажутся маломощными и малозначащими. Но их влияние на бюджетный процесс, экономическую и промышленную политику, пожалуй, будет серьезным, особенно в свете президентских заявлений по этому поводу.

Дальневосточный и Северо-Западный округа получили всего по два комитета. Дальневосточники займутся проблемами обороны и делами Севера, а сенаторы Северо-Запада - финансовыми рынками и денежным обращением, а также международными делами. Кроме того, именно из их рядов вышли руководители трех комиссий, малопонятных для посторонних, но имеющих важнейшее значение для самой верхней платы парламента: по регламенту и организации парламентской деятельности, по контролю за обеспечением деятельности СФ и по методологии реализации конституционных полномочий СФ.

Руководящие должности в комитетах и комиссиях Совета Федерации распределены между представителями семи федеральных округов весьма неравномерно. Хотя совершенно логичным представляется, что эти семь структурных образований в системе российской государственной власти должны находиться в приблизительном равновесии.

Чем объяснить, что волжане прибрали к рукам практически все ядро экономического блока, а уральцев даже рядом с этим блоком нет? Уж никак не сравнительными характеристиками экономических потенциалов двух округов. Почему в руководстве комитета по обороне и безопасности не оказалось никого из Южного округа? Уж никак не потому, что это самая тихая и безопасная часть России.

Так что речь идет совсем не о том, какой из округов какого богаче, умнее и динамичнее в развитии. Вопрос звучит примерно так: почему округ Сергея Кириенко обошел округ Петра Латышева? Почему с дележа пирога ушел ни с чем округ Виктора Казанцева? И самое главное: как это смещение центра тяжести между семью федеральными округами проявится в ближайшем будущем?

Впрочем, в Совете Федерации уже есть свои недовольные распределением руководящих должностей. Как заявили источники "НГ" в СФ, Южный округ имеет большие претензии к тому, как поделили портфели в верхней палате парламента. И в ближайшее время не исключено, что группа сенаторов инициирует пересмотр уже распределенных руководящих должностей.

Распределение руководящих должностей в комитетах и комиссиях Совета Федерации между представителями федеральных округов

Федеральные округа

Общее количество должностей

Комитеты

Комиссии

председатели

1-е заместители

Заместители

председатели

1-е заместители

заместители

Центральный

14

3

2

4

1

4

-

Сибирский

12

3

3

3

1

2

-

Приволжский

9

4

1

1

-

1

2

Дальневосточный

8

2

4

1

1

-

-

Северо-Западный

7

2

1

2

2

-

-

Южный

7

1

4

1

1

-

-

Уральский

5

1

1

2

1

-

-

Всего:

62

16

16

14

7

7

2


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1238
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
784
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
552
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
786

Другие новости