Хотя бороться с терроризмом Россия начала задолго до своих американских союзников, методы этой борьбы, как выяснилось, изрядно устарели. Именно поэтому в январском указе Путина об усилении борьбы с международным терроризмом Минюсту было поручено в двухмесячный срок провести анализ законодательства России с точки зрения его соответствия обязательствам в резолюции Совета Безопасности ООН.
Пока еще не ясно, будет ли подготовлен отдельный закон или целый пакет законопроектов по этому поводу. Министр юстиции Юрий Чайка заявил, что в ближайшее время президент может внести на рассмотрение Думы законопроект о противодействии экстремизму, разработанный администрацией президента и Минюстом. Дело в том, что существующий Закон "О терроризме", по мнению юристов, не вполне соответствует своему назначению. Именно поэтому еще год назад, по словам Чайки, в Думу были внесены разработанные Минюстом поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, но они прошли только первое чтение. Эти поправки предлагали ввести уголовную ответственность за финансирование террористических организаций и терактов, увеличивали срок содержания под стражей подозреваемых в причастности к терактам до одного месяца, а также предусматривали защиту свидетелей и потерпевших по делам о терроризме. Однако теперь эта законотворческая инициатива потеряла всякий смысл: с 1 июля вступает в силу новый УПК, так что процедуру рассмотрения поправок придется проходить заново. Возможно, Думе будет предложена просто новая редакция Закона "О терроризме", в котором разработчики детально пропишут механизмы противодействия финансовой подпитке террористических организаций.
Минюст должен будет представить в правительство свои предложения только в начале марта, однако уже сейчас ясно, что основной акцент будет сделан на усиление контроля за финансовыми потоками. Прежде всего новый закон должен будет санкционировать блокирование банковских счетов, если будет установлено, что организация замешана в террористической деятельности. По действующему законодательству имущество подобных терорганизаций (в том числе и международных) может быть даже конфисковано, однако конкретные процедуры в российских актах не прописаны. Между тем по резолюции СБ ООН Россия обязалась осуществлять подобные действия. Также в новый законопроект могут быть внесены изменения, касающиеся борьбы с компьютерной преступностью и незаконной миграцией.
Сейчас в Минюсте координируют деятельность всех вовлеченных в борьбу ведомств. Но если с Совбезом, Генпрокуратурой и Верховным судом особых проблем нет, поскольку эти структуры уже представили свои предложения, то вот Минфин, Комитет финансового мониторинга и Центробанк пока не торопятся. Хотя именно мнение последних трех ведомств будет играть решающую роль в законопроекте. Напомним, что Комитет по финансовому мониторингу, который неофициально все чаще называют финансовой разведкой, занимается выявлением средств, нажитых преступным путем. База данных КФМ постоянно пополняется, однако эта структура не обладает функциями правоохранительного органа и, по существу, является лишь посредником-аналитиком между банками и следователями. Впрочем, и сама эта база была создана всего лишь в конце января, так что ожидать от КФМ собственных законотворческих инициатив еще рановато, поскольку там только начали обрабатывать поступающую информацию.
В принципе сам подход к борьбе с терроризмом на уровне легальных банковских каналов для российских правоохранительных органов - уже новация. Так, курирующий подготовку новых законопроектов руководитель департамента законодательства о госбезопасности и правоохранительной деятельности Минюста Сергей Никулин полагает, что "наша российская преступность традиционно имела другую ориентацию: у нас же все наличными делается, деньги в чемоданах перевозили". Ни в ФСБ, ни в МВД также до сих пор нет соответствующего специализированного подразделения и без помощи банкиров и специалистов Минфина, по мнению Никулина, "глубоко и последовательно проработать этот вопрос так, как это сделано за рубежом, наши правоохранительные органы не в состоянии". Кроме того, процесс во многом затрудняется и широко распространенным мнением о том, что источники финансирования терроризма, как правило, находятся за пределами территории РФ и потому российским правоохранительным органам было проще сосредоточиться на борьбе с конкретными лицами.