Работа по разграничению полномочий между Центром и регионами переходит в заключительную стадию. Однако в одном из ключевых вопросов - отмене действующих двусторонних договоров - прогресс Кремля пока довольно относителен. Эта работа, которая должна завершиться к июлю, выполнена меньше чем наполовину.
Убеждать губернаторов в необходимости соблюдать федеральное законодательство Москве непросто. Как утверждают в Кремле, "с подлинной инициативой о расторжении договора выступил только омский губернатор Леонид Полежаев". Остальных пришлось подвергнуть долгой административной обработке как в личных беседах, так и через полпредов. Случались и курьезы. Некоторые губернаторы звонили в Кремль и пытались убедить юристов, что лично им "президент сказал, что можно ничего не отменять".
На сегодняшний день из 42 договоров, заключенных с 47 субъектами Федерации, необходимые подписи на документах о расторжении появились всего на 9 документах. Это касается Республики Марий-Эл, а также Астраханской, Ульяновской, Кировской, Челябинской, Омской, Магаданской, Саратовской и Пермской (вместе с Коми-Пермяцким АО) областей. Еще 10 регионов направили в Москву необходимые документы с соответствующими резолюциями. В их числе Бурятия, Алтайский край, Амурская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Сахалинская, Тверская, Ярославская и Самарская области.
В случае с некоторыми республиками, такими, как Якутия или Северная Осетия, разговор об отмене двусторонних договоров решено было отложить до проведения местных выборов. Ряд регионов, как, например, Краснодарский край, а также Мурманская, Ленинградская и Оренбургская области, ушли в "немую оборону". Что же касается Калининграда, который пока не стремится отказаться от закрепленных в договоре преференций, ему по сути не важно, в какой форме они будут прописаны, и в Кремле не склонны относить этот регион к числу "проблемных".
Как и предполагалось, главными противниками расторжения договоров на сегодняшний день остаются Татарстан и Башкортостан. Эти национальные республики сегодня выступают со схожих позиций. Дело в том, что в Татарстане договор считается неотъемлемой частью Конституции. И в Казани не исключают, что отдельные части Конституции перед приведением ее в соответствие с федеральными законами необходимо вынести на референдум.
Среди "отказников" числятся также Москва и Санкт-Петербург, рассчитывающие на разные дивиденды от действующих договоров. Например, Владимир Яковлев, если его правильно поняли в Кремле, согласен распрощаться с договором в том случае, если сумма, выделяемая Центром на подготовку к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, будет увеличена. Москва о своих пожеланиях напрямую пока не заявляла, но очевидно, что Юрию Лужкову хотелось бы сохранить за столицей некоторые полномочия федерального уровня, а также вернуться к практике согласования назначений руководителей территориальных отделений правоохранительных органов, в частности МВД. Не хочется расставаться с договором и иркутскому губернатору Борису Говорину, поскольку этот документ гарантирует областной энергосистеме "Иркутскэнерго" ее независимость от РАО "ЕЭС России". А глава Свердловской области Эдуард Россель, предлагающий внести изменения в существующий договор, по мнению представителей Кремля, оказывает сопротивление не столько по политическим, сколько личностным мотивам.
Что делать с "отказниками", в Кремле еще окончательно не решили. В Правовом управлении не исключают, что некоторые договоры могут расторгаться в судебном порядке "вплоть до отстранения губернаторов от должности". Решение Конституционного суда о том, что действующие договоры законны только в части, не противоречащей федеральному законодательству, в администрации президента готовы трактовать в свою пользу. Впрочем, в Кремле прорабатываются и более мягкие варианты. Как заявили "НГ" в Правовом управлении президента, в Кремле не исключают возможность внесения изменений в закон, определяющий принципы и порядок разграничения полномочий между Центром и регионами, в том числе и в части договорных отношений. Эти изменения могут скорректировать как порядок заключения договоров, так и сферу их применения. В частности, речь идет о передаче некоторых функций Центра регионам, если Федерация не хочет или не может их осуществлять. И в этом смысле готовность Кремля к компромиссу с регионами очевидна.