Еще немного, и творческая энергия Юрия Лужкова будет всерьез настораживать Кремль. Вчера сопредседатель высшего совета "Единой России" преподнес политической элите очередной повод для размышления. Если трактовать его высказывание буквально, следовало бы сделать вывод, что Владимир Путин фактически дал согласие на изменение Конституции.
Выступая перед активистами "Единой России", Юрий Лужков заявил, что России необходим федеральный конституционный закон о главе государства. Этот закон должен уточнить роль президента как стратегического носителя исполнительной власти, а также порядок его взаимоотношений с другими ветвями власти, в том числе с правительством. Лужков настаивает, что этот документ должен стать дополнительной базой для уточнения функций и ответственности администрации президента, Совета безопасности и полпредов. Сам президент, по словам одного из лидеров партии власти, с этой инициативой уже ознакомлен и считает, что такой закон действительно необходим.
Фактически инициатива Лужкова должна призвать активистов "Единой России" найти новый смысл звучания Основного закона. Например, той его строки, где говорится, что президент не входит ни в одну ветвь власти. Или той его части, в которой подробно описываются функции главы государства, не предполагающие никаких дополнительных норм. Да и перечень самих федеральных конституционных законов в редакции партии власти, видимо, должен выглядеть как-то совсем по-другому.
Вчерашнее заявление Юрия Лужкова стало еще очередным проявлением настойчивости столичного мэра. Около года назад примерно те же пожелания он изложил в трех томах, которые лично презентовал в Кремле Владимиру Путину. За зубчатой стеной их пообещали внимательно изучить и даже озадачили этим двух заместителей главы президентской администрации. Но на взгляд Лужкова, изучение затянулось, и он, судя по всему, решил напомнить о своих идеях, предложив главе государства возглавить партию власти. Путин отказался. Однако мэра Москвы не останавливает и это. Он продолжает искать новые аргументы.
В Кремле на пожелания сопредседателя высшего совета "Единой России" отвечали устало: "Как только Юрий Михайлович отвлекается от городских жилищно-коммунальных забот, его представления о политике становятся весьма специфическими, и мы никак не можем с ними согласиться". Рядовым же представителям партии власти остается вычислять правильный курс собственными силами. По версии Лужкова, президент хочет изменить Основной закон. По версии самого президента и зама главы его администрации Дмитрия Козака, который, кстати, накануне выступал перед представителями "Единой России", задача законодателей на сегодняшний день прямо противоположная: "Конституцию не трогать".