Если в январе социологи подводили итоги прошлого года, то к февралю научная общественность перешла к более глобальным обобщениям. Во вторник в Москве прошла презентация аналитического доклада "10 лет российских реформ глазами россиян", подготовленного Институтом комплексных социальных исследований РАН и представительством фонда имени Ф.Эберта. В ходе подготовки доклада социологи опросили 1750 респондентов в 2001 году, а затем сопоставили эти данные с результатами исследований в 1992-2000 гг. Данные, полученные в ходе исследования, фиксируют весьма парадоксальную картину общественных настроений - с одной стороны, граждане готовы поддерживать новые начинания власти, а с другой - нарастают внешний изоляционизм и внутренний консерватизм, делающий общество маловосприимчивым к чему бы то ни было, кроме собственных страхов.
Резкий рост неоконсервативных настроений в последние два года четко персонифицируется лично с Владимиром Путиным: за период осень 2000 г. - осень 2001 г. общая положительная оценка его деятельности возросла на 17,4%. Кстати, тот факт, что безоговорочно поддерживают президента только 14,4% россиян, по мнению социологов, гарантирует власти более прочную поддержку, ведь это означает, что от главы государства больше не ждут чудес. Одновременно неоконсерватизм начал сказываться и во внешней политике - с середины 90-х годов негативное отношение общества к Западу и особенно к США только усиливается. Это нарастание внутреннего изоляционизма сопровождается негативным отношением и к власти, от которой ожидают концентрации на решении внутренних проблем. Оба этих фактора вкупе с положительной динамикой экономического роста, по мнению авторов доклада, свидетельствуют "о запросе на сильную, доминирующую в политическом пространстве власть".
Однако ни усиление государства, ни относительная экономическая стабилизация не смогли, по мнению исследователей, улучшить ситуацию с массовым сознанием граждан. А руководитель исследования Михаил Горшков даже сделал вывод, что стабилизация государства "автоматически не ведет к росту социальной защищенности". Проще говоря, рядовые граждане все еще отчаянно боятся роста преступности (57,4% опрошенных), падения своего уровня жизни (47,1%), мафии (33,3%), а также гражданской войны и нищеты. И за последние семь лет эта пятерка "глобальных страхов" остается стабильной. То есть ни внутренние трудности в работе основных государственных систем (образование, медицина, социальное обеспечение), ни внешние проблемы, ни даже возможные радикальные перемены политического курса (диктатура или распад страны) не влияют на общественное мнение. Единственные подвижки в этой "пятерке" - это некоторое снижение боязни войны и выдвижение на первый план страха перед преступностью. Все эти "глобальные страхи" рождаются, по мнению Горшкова, из-за незащищенности граждан перед беспределом и отсутствием уверенности в завтрашнем дне.
Еще более парадоксальные выводы сделали социологи при оценке динамики социальных слоев. Оказалось, что даже та группа людей, которая выиграла от реформ, недовольна обществом, в котором живут. И в то же время 58,7% опрошенных согласны с мнением, что путь, по которому идет современная Россия, даст в перспективе положительные результаты. Таким образом, потенциал для проведения реформ у Путина есть, но соглашаться на эти реформы граждане будут под влиянием собственных страхов.