Если в прошлую среду Государственная Дума потратила половину пленарного заседания для того, чтобы выслушать двух членов правительства - вице-премьера Виктора Христенко и главу Минпечати Михаила Лесина, то вчера то же самое время занял всего один человек - руководитель Министерства экономического развития и торговли Герман Греф. Он прочитал депутатам две лекции - о российской рыбе и Всемирной торговой организации.
Вообще-то в нижней палате предполагали, что будет другой порядок выступления министра - сначала о ВТО, а только потом о рыбных аукционах, но Греф, судя по всему, перепутал порядок докладов. Впрочем, проблемы рыбной отрасли оказались депутатам не чужды, хотя многие из них вчера упрекнули главу Минэкономразвития в том, что он ловко ушел от строго заявленной темы слушаний, которая звучала так: "Об экономической целесообразности проведения аукционов на право вылова рыбы". Министр с такой критикой согласен не был, поскольку в своей речи он привел ряд цифр, на его взгляд, доказывающих, что с началом проведения аукционов бюджет государства дополнительные деньги получил. Например, в прошлом году 5,8 млрд. рублей были заработаны от продажи лотов, а еще 3,1 млрд. составили совокупные налоговые платежи, которые также пошли в федеральный бюджет. В этом же году, подчеркнул Герман Греф, уже получено 6,5 млрд. в результате четырех аукционов - при том что годовое задание составляет 5,8 млрд. рублей. Министр сообщил, что в скором времени на Охотный Ряд поступит поправка к бюджету 2002 года, согласно которой 30 процентов от получаемых рыбных доходов будут оставаться в регионах. Таким образом, глава Минэкономразвития настаивал на том, что аукционы проводиться должны, потому что только так можно добиться большей прозрачности в этой сфере. Более того, он пообещал, что и распределение так называемых промышленных квот также постепенно будет переведено на платную основу, а научные квоты, выделяемые отраслевым институтам формально для исследовательских, а на деле для коммерческих целей, станут сокращаться.
Что же касается рассказа Германа Грефа о мерах по развитию реального сектора экономики в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, то депутаты услышали разнообразные подробности о технических процедурах, сложностях переговорного процесса, которым с российской стороны занимается всего-то десяток человек в МЭРТе, но не узнали ничего нового ни о конкретных цифрах, содержащихся в предложениях РФ, ни о более или менее точных сроках завершения переговорного процесса. В думских кулуарах Греф заявил журналистам о том, что полтора года - самый минимальный срок для согласования вступительных процедур. Но сколько времени такое согласование займет на практике, сказать не может никто. В своем же выступлении перед депутатами министр отметил, что сейчас на международной арене для России сложилась благоприятная политическая ситуация, которая может помочь ей добиться более благоприятных условий вступления в ВТО.
Герман Греф - вслед за президентом Путиным, премьером Касьяновым и многими другими - произнес вчера и дежурную резкую фразу по поводу сложностей приемной процедуры. Он отметил, что вступление в ВТО - это не самоцель, хотя, конечно, отказываться от вступления России невыгодно. Однако, подчеркнул он, главной задачей является "вступление в ВТО на приемлемых для России условиях". Но Греф заявил: "Если условия не могут быть приемлемыми, то о вступлении в ВТО не может быть и речи". Министр отметил, что в настоящее время против российских производителей различных товаров проводится более 120 антидемпинговых процедур, хотя еще пять лет назад их было менее 30. Ежегодные потери от такого рода расследований правительственные эксперты оценивают в сумму свыше 4 миллиардов долларов - вот, по словам Германа Грефа, цена отсрочки присоединения нашей страны к ВТО.