0
891
Газета Политика Интернет-версия

12.02.2002 00:00:00

Устинов стал главнокомандующим правоохранительных органов

Тэги: устинов, генпрокуратура


устинов, генпрокуратура

Судя по списку присутствовавших на расширенной коллегии Генпрокуратуры гостей, бороться с ростом преступности представители правоохранительных органов решили сообща.

Помимо главы Совбеза Владимира Рушайло, который должен был в соответствии с недавним пожеланием президента помочь прокурорам с организацией заседания, в президиуме оказалась "силовая" половина кабинета министров: директор ФСБ Николай Патрушев, министр МВД Борис Грызлов, директор ФСНП Михаил Фрадков, министр юстиции Юрий Чайка, министр обороны Сергей Иванов. Кроме того, в заседании приняли участие глава Конституционного суда Марат Баглай и председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, а также председатель Счетной палаты Сергей Степашин, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, полпред Георгий Полтавченко и заместители главы Верховного суда и министра по налогам и сборам. Принял участие в заседание и не включенный в список гостей глава ГТК Михаил Ванин.

Несмотря на то что и на сцене в президиуме, и в зале среди синих и зеленых прокурорских мундиров присутствовали чиновники высокого ранга, все мероприятие шло без всякого пафоса и напоминало скорее рядовое ведомственное совещание. Пока президент опаздывал, члены президиума тихо общались, а Геннадий Селезнев и вовсе встал к залу спиной и так простоял до появления президента. Гимн исполнять не стали, и, как только появился Путин, генпрокурор, внешне абсолютно спокойный, принялся представлять членов президиума залу. Но, видимо, Устинов все же волновался: дойдя до фамилии министра обороны, генпрокурор посетовал, что Иванов не смог приехать, хотя министр сидел у него за спиной и тут же живо отреагировал, воскликнув: "Как это?" Первый ряд президиума, смеясь, во главе с президентом дружно обернулся к Иванову (он прибыл на совещание с костылем из-за растяжения), Устинов, привстав, поздоровался с "отсутствующим" за руку и извинился. Впрочем, генпрокурор, с опытом искусного аппаратчика, быстро заставил всех отвлечься, объявив о выступлении президента.

Расширенная коллегия Генпрокуратуры формально была посвящена подведению итогов прошедшего года, и естественно было бы ожидать от главы ведомства резких оценок в адрес "своих" подчиненных. Однако отчетный доклад Владимира Устинова был составлен явно в соответствии с новой ролью прокуратуры в системе правоохранительных органов. Президент порекомендовал ведомству Устинова, чтобы прокурорский надзор (за применением законов министерствами и гражданами) отныне носил "упреждающий характер", и генпрокурор продемонстрировал, на что именно способно его ведомство. Сидящим в президиуме руководителям правоохранительных ведомств пришлось выслушать весьма нелицеприятную критику в свой адрес. Например, Минюсту досталось за то, что это ведомство небрежно отнеслось к проверке приобретения недвижимости за рубежом, представив неполные данные через два года после поручения, а также за постоянные побеги и просчеты в работе ГУИНа. Судьям Устинов заявил, что населению "обращаться в суд мешает не прокуратура, а длительность, дороговизна" судебного процесса. А итоги борьбы ведомства Грызлова с укрытыми и незаявленными преступлениями (которые только портят милиции статистику) Устинов оценил и вовсе мрачно: "МВД в очередной раз провалило работу на этом участке". Критиковал генпрокурор МВД и за посредственную борьбу с оргпреступностью и экономическими преступлениями, причем не преминул отдельно пройтись по Следственному комитету при МВД (туда в прошлом году предлагали передать часть дел из прокуратуры) за стремление "опускаться" до расследования незначительных дел среди разгула преступности. Налоговой полиции влетело от Устинова за то, что они "пачками заводят уголовные дела и ждут налогоплательщиков с повинной и деньгами". Наконец, заверив присутствующих, что конфликт между ГТК и Генпрокуратурой раздут прессой, Устинов напоследок указал подчиненным, что им пора "сломать утвердившуюся в сознании и поведении дельцов от таможни вседозволенность". Единственным ведомством, которое генпрокурор похвалил за открытость и умение общаться с населением, оказалось МЧС ("самая замшелая старушка знает, что Шойгу - спасатель"). Не тронул критикой президент лишь ФСБ.

Предъявляя претензии министрам, Устинов одновременно распекал каждого из своих подчиненных, отвечающего за смежный с этим ведомством участок работы. И хотя генпрокурор напомнил своим коллегам о предстоящих перестановках в аппарате ведомства, вызванных необходимостью расширить участие обвинения в конкретных судебных процессах, всем присутствовавшим было ясно, что эта функция на нынешнем этапе вовсе не так важна. Первоочередная стратегическая задача прокуратуры теперь - надзор за всей правоохранительной системой.

Вчерашнее заседание коллегии работники прокуратуры вполне могут считать триумфом своего ведомства. Ведь весь прошлый год в ходе обсуждения нового этапа судебной реформы речь шла не только о том, чтобы лишить прокуратуру функции надзора, но заодно и отобрать у нее следствие, даже вообще переподчинить новой структуре. Однако в итоге реформа едва ее коснулась: аппарат Генпрокуратуры перегруппировался, созданы дополнительные структуры в округах, функция надзора за применением законодательства всеми ведомствами сохранены, а значит, сохранено право вмешиваться в деятельность почти любой силовой структуры (кроме, может быть, ФСБ). Критика же, какой бы обоснованной она ни была, в условиях такого масштабного роста преступности вряд ли сможет существенно повредить ведомственным интересам. Не случайно в своем докладе Устинов заявил, что преступность не искоренить, ее "можно только контролировать" или "удерживать на социально терпимом уровне". Ссылаясь на Конституцию, где место Генпрокуратуры в системе органов власти прописано более чем невнятно, работники ведомства Устинова неоднократно любят подчеркивать свое особое положение. И, судя по вчерашнему выступлению президента, теперь этот особый статус обрел окончательную поддержку в Кремле.

Андрей Савицкий

Владимир Путин вчера побывал в Генпрокуратуре, но не по той причине, по которой в последнее время ее все чаще посещают те или иные государственные чиновники. Глава государства почтил своим президентским вниманием расширенную коллегию "главного ведомства правоохранительной системы государства" - им же привитое определение Генпрокуратуры, выдаваемое гораздо чаще, чем сводки о раскрытии преступлений.

Другие звенья правоохранительной цепи Владимир Путин, как в известной сказке, счастливо миновал. "Ушел" он и от коллегии Минюста, прислав от администрации президента заместителя ее главы Дмитрия Козака. "Ушел" он и от расширенного заседания председателей судов общей юрисдикции, дав возможность раскрыться ораторским способностям коллеги Козака Виктора Иванова. "Ушел" он и от расширенного заседания бюро РСПП, который, хоть и далек от правоохранительной деятельности, с Генпрокуратурой в последнее время имеет тесные связи: от обеспечения положительной статистики за счет некоторых бизнесменов до попытки донести до Владимира Устинова видение по обеспечению стабильности в государстве и в эпистолярном жанре, и на вербальном уровне. Всем этим ведомствам, организациям и союзам президент предпочел Генпрокуратуру, хотя сопровождать его согласились не все. В гости к Устинову не приехал Александр Волошин, видимо, в счет будущих встреч, которыми ему грозит прокурорская проверка его бизнес-деятельности, проводящаяся по настоятельной просьбе некоторых депутатов Госдумы.

Впрочем, в условиях, когда Генпрокуратура стала, по более раннему выражению президента, "универсальным средством построения правового государства", многие из тех, кто до коллегии гадал, приедет ли президент в Генпрокуратуру, а если приедет, то что скажет - ведь что бы он ни произнес, в нынешних условиях это станет знаковым выступлением, захотели в этом убедиться. И убедились. Если год назад на таком же мероприятии перед Генпрокуратурой президент поставил две задачи: защищать права граждан и бороться с преступностью, и порядок их осуществления был именно таким, то в этом Путин расширил сферу деятельности Генпрокуратуры и поменял приоритеты. То ли с защитой прав граждан в стране все в порядке, то ли с преступностью дела обстоят из рук вон плохо, но на главные роли вышел прошлогодний пункт номер два. В рамках его осуществления Генпрокуратуре рекомендовано курировать МВД и ФСНП, что фактически наделяет Устинова неограниченными, почти вице-премьерскими полномочиями, ведающего правоохранительными ведомствами. К основным задачам Генпрокуратуры также добавилось обеспечение социальной защиты военнослужащих, "пострадавших" от военной реформы и более плотной координации окружных прокуратур с полпредами. "Отошла" ведомству Устинова и функция охраны мелкого и среднего бизнеса, находящегося, по словам президента, в подвешенном состоянии между криминалом и правоохранительными органами. О более глобальных проблемах во взаимоотношениях бизнеса и силовых структур президент не сказал ни слова - политика, как всегда, оказалась главнее экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
459
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2170
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1411
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1048

Другие новости