0
1240
Газета Политика Интернет-версия

11.02.2002 00:00:00

"Таймырский вопрос" встал ребром

Владимир Ситнов

Об авторе: Владимир Ситнов - председатель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Тэги: таймыр, норильск


В Красноярском крае снова разгорается конфликт между таймырскими и красноярскими властями. На прошедшей недавно сессии Законодательного собрания края депутаты рассматривали заявление Думы Таймыра, в котором северяне заявили, что намерены вплотную заняться застарелой проблемой Норильска. Основные претензии таймырцев сводятся к ст. 108 Устава края о краевой подчиненности Норильска и к принятому в конце 2000 г. краевому Закону о границах Норильска с городами Талнах, Кайеркан и поселком Снежногорск. По их мнению, сам факт существования этих нормативных актов противоречит Конституции, поскольку Норильск находится на территории Таймырского округа, а следовательно, в ведении таймырских властей. Депутаты ТАО фактически потребовали пересмотра этой статьи и отмены закона.

Речь идет о законе, принятом красноярским Заксобранием в декабре 2000 г., который регламентирует границы Норильска и городов-спутников. Проблема в том, что территория, на которой расположены эти города, входит в состав ТАО - самостоятельного субъекта Федерации. И так было всегда. Однако, если разобраться в документах, картина проясняется.

Камнем преткновения между двумя субъектами является Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1953 г., в соответствии с которым Норильск, возникший на Таймыре в конце 40-х годов как рабочий поселок, был административно подчинен краю. По Конституции РСФСР автономные округа, в том числе Таймыр, образованный в 1930 г., входили в состав краев и областей, а Конституция РФ 1978 г. определяла еще и административно-территориальную подчиненность округов краевым или областным центрам.

Речь никогда не шла об изменении территории округа. Земли, на которых стоят "Норильский никель" и Норильск, были таймырскими, и юридических документов, говорящих иное, никогда не существовало. Другое дело, что эти земли были переданы в хозяйственное ведение Норильскому промышленному району, то есть под комбинат, однако вопрос об их принадлежности не обсуждался.

После принятия Конституции в 1993 г. автономные округа приобрели статус самостоятельных субъектов Федерации, обладающих всей полнотой власти, как и другие российские регионы. Край и округ стали равноправными соседями в сложносоставном субъекте. Каждый со своей территорией, со своим бюджетом и своими проблемами, которые у северян начались сразу. Во-первых, краевое подчинение подразумевает перечисление приличной доли налоговых платежей "Норникеля", включая водные и экологические, в Красноярск. Например, компенсацию за ущерб, наносимый экологии Таймыра деятельностью комбината, фактически получал край, а не округ. Аналогичная ситуация сложилась и по дорожному фонду. А округ постоянно выкраивал деньги из своего бюджета, например, для ежегодной реконструкции основной автодороги Дудинка - аэропорт "Алыкель".

Кроме того, разноподчиненность столицы округа, Дудинки, и Норильска породила огромное количество дублирующих друг друга федеральных и окружных ведомств, которые выполняли одинаковые функции. Управленческая путаница доходила до абсурда: для того чтобы решить рядовую проблему, необходимый документ отправлялся из Дудинки в Норильск, из Норильска в Красноярск, а из Красноярска в Москву. При этом в социальных вопросах край проявил недюжинное уважение к суверенитету Таймыра, скромно предоставив округу возможность разбираться с ними самому.

Начиная с 1993 г. таймырцы неоднократно взывали к красноярским властям с просьбой разобраться в ситуации. Настойчивая переписка Таймыра с краем и федеральными органами власти привела к подписанию в 1995 г. Протокола разногласий между Красноярским краем и Таймыром и заключению Договора о бюджетных отношениях, регламентирующего распределение налоговых платежей "Норильского никеля" между бюджетами края и округа.

Однако, несмотря на то что разногласия вроде бы были урегулированы, край не выполнил своих обязательств перед округом, в результате чего сумма средств, недополученных округом с 1995 по 1999 г., составила порядка 37 млн. руб. В 2000 г. Таймыр инициировал пролонгацию Договора 1995 г., но край в одностороннем порядке заявил о своем выходе из него. В итоге Таймыр снова потерял, но на этот раз уже 1,2 млрд. руб. за какие-то полтора года.

Такая ситуация в конце концов привела к тому, что Таймыр решил, что называется, поставить вопрос ребром. Однако в Красноярске, как выяснилось, к этому оказались не готовы. Обсуждение "таймырского вопроса" на сессии краевого Законодательного собрания напоминало разговор глухих. Депутаты изо всех сил старались не слышать друг друга. Губернатор края Александр Лебедь, как обычно, блеснул красноречием и политкорректностью, назвав заявление Таймыра "плевком в лицо Законодательного собрания прежнего созыва", и доверительно сообщил депутатам, что переподчинение Норильска просто-таки невозможно.

Парламентарии мучительно решали, как сделать так, чтобы отказать и не отказать одновременно. Причем парадокс заключался в том, что речь шла о законах, которые принимались самим Заксобранием, и, следовательно, народные избранники должны были отстаивать свою юридическую правоту. Однако создавалось впечатление, что красноярские законодатели сами засомневались в правильности принимаемых ими законов. Итогом этой тягостной дискуссии стало размытое протокольное постановление, суть которого - не отвечать, а "дополнительно проработать и подготовить предложения". В общем, обычная отписка, прикрытая видимостью активной деятельности.

Таймыр такой ход событий, по-видимому, вряд ли устроит. Бесконечное рассмотрение в комиссиях означает лишь продолжение истории, длящейся уже почти девять лет. В округе справедливо полагают, что Конституция РФ распространяется не только на край, и намерены воспользоваться своими правами самостоятельного субъекта Федерации в полной мере. Дело может дойти до разбирательства в Конституционном суде, и большой вопрос, кто выйдет из него победителем. На сегодня очевидно одно: призрак сепаратизма, традиционно приписываемый Таймыру красноярскими депутатами, может оказаться ловушкой для них самих. Как говорится, выливали воду, да выплеснули ребенка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Под прицелом: как «Фридом Финанс» отражает атаки черного пиара

Денис Писарев

0
820
Российский авторынок обрушился на 45%

Российский авторынок обрушился на 45%

Ольга Соловьева

Покупка машины в кредит стала недоступной роскошью

0
3048
Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Некоторым россиянам придется ждать пенсию лишние пять лет

Анастасия Башкатова

Пожилые граждане рискуют недобрать баллы

0
2904
Рост мировой экономики превращается в спад

Рост мировой экономики превращается в спад

Михаил Сергеев

Китай теряет кредитные рейтинги после начала глобальной торговой войны

0
2654

Другие новости