Телевизионная аудитория вполне предсказуемо прореагировала на закрытие вещания ТВ-6. По данным исследовательской компании TNS/Gallup Media, рейтинги "шестой кнопки" сразу же после отстранения ТВ-6 от эфира рухнули вдвое (данные приводятся в таблице). А это значит, что программы спортивного канала НТВ+ привлекли аудиторию в два раза меньшую, чем привычная аудитория ТВ-6. Как признаются в частных беседах наиболее горячие поклонники "команды Киселева", они полностью отказались от просмотра информационных программ на других каналах и "перешли" вместе с ней в эфир радио "Эхо Москвы", где получают те новости, к которым привыкли. Однако вряд ли такие мнения можно считать показательными для большинства телезрителей. Как свидетельствуют данные Gallup Media, интерес зрителей в большинстве своем рассеялся по другим каналам.
Это засвидетельствовал "НГ" менеджер проекта TNS/Gallup Media Иван Клейменов. По его словам, после закрытия ТВ-6 среднесуточные рейтинги возросли практически на всех каналах. По данным компании, "наибольший рост рейтингов продемонстрировала телекомпания НТВ". Если до закрытия ТВ-6 в среднем за день НТВ по стране смотрели 11-12%, то сейчас - 13%. "Связывать это можно с чем угодно, причины надо анализировать подробнее, - отмечает Клейменов, - но очевидно, что связь с закрытием вещания ТВ-6 есть". Как бы ни подозревали канал НТВ в том, что его через "Газпром" контролирует государство, у потребителя негосударственной информации нет другого выхода, как смотреть новости именно этой компании. Пусть не во всем, но эти новости отличаются от официальных новостных выпусков других федеральных каналов.
Среди дециметровых каналов в лидеры выбился телеканал ТНТ, на остальных ситуация с рейтингами более-менее стабильная. Однако пока неизвестно, как реагировала на отключение "шестой кнопки" вся Россия - Gallup Media еще не конца провела исследования зрительских предпочтений россиян.
В ситуации, когда отключают "кнопку", зрители волей-неволей устремляются к другим телеканалам. И дело здесь в специфике телевизионного производства, в его особом положении среди прочих СМИ. В какое душевное состояние была ввергнута вся страна, когда на "Останкино" произошел пожар? Ежедневную потребность в информации тогда не смогли до конца удовлетворить ни множество газет, ни радиостанции. Все напряженно ждали того момента, когда будет восстановлен эфир телеканалов. И даже не очень состоятельные граждане стали скупать спутниковые тарелки. Тогда шутили, что пожар устроили продавцы спутникового телевидения.
Телевидение стало самым настоящим наркотиком не только для телевизионщиков, которые постоянно в этом признаются, но и для всего общества. Когда потребление продукта совпадает по времени с его производством, это не может не завораживать. Не случайно в последнее время столь шумным успехом пользуются realty show. Телевидение как никакая другая форма СМИ дает ощущение причастности к происходящему. Когда в прямом эфире видишь то, что в данный момент происходит в мире, когда слышишь, как телеведущий комментирует "картинку", все воспринимается гораздо острее, особенно в сравнении с чтением газет или слушанием радио. Что первым пришло на ум после того, как узнали о сентябрьских терактах в США? Все, невзирая на социальное положение, возраст, пол, устремились к "ящику". Именно потому, что другие формы СМИ не могли обеспечить ощущение причастности.
Подобные особенности человеческого восприятия не могут не учитывать во власти. Потому-то именно к телевизионным частотам обращено столь пристальное внимание властных структур. Достаточно вспомнить историю с "Медиа-МОСТом". Первым пострадало телевидение - телеканал НТВ. И лишь потом, через несколько дней, на фоне шумихи вокруг НТВ были уволены журналисты двух печатных изданий холдинга. Газета "Сегодня" полностью прекратила свое существование, а из "новых" "Итогов", которые стали выходить после изгнания "команды Пархоменко", была снята критика действий власти.
Во всех предвыборных кампаниях основной акцент делается на телевидении. И к следующим президентским выборам власть начала готовиться загодя - за два года до них ликвидировали именно ту телекомпанию, которая подвергала критике действия власти.
Телевидение привлекает власть как мощнейшее орудие пропаганды своих достижений. В стране, где население в регионах потребляет в основном "желтую" прессу, а центральные "качественные" газеты большинству недоступны, где радиостанции музыкальной направленности числятся в лидерах по сравнению с информационными, телевидение остается единственным рычагом влияния на общественное мнение. Количество российских электронных СМИ (а это и радио и ТВ) по сравнению с печатными изданиями на порядок меньше (по последним данным, 3805 против 33 318). Если власти закрывают газету, читатель находит две-три другие, близкие ему по духу. Если же закрывают телеканал, у зрителя остается гораздо меньше шансов на выбор. В условиях принудительного навязывания своего продукта, в условиях агрессивного стиля подачи информации телевидение в целом не лишается зрителя. А последний становится его заложником, нажимая каждый вечер на кнопку "включить".
Данные по Москве |
7-13 января |
14-20 января |
21-27 января |
28 января-3 февраля |
6 кнопка (ТВ-6, НТВ+) |
2,02% (12,5%) |
1,6% (10,5%) |
0,87% (5,%) |
0,82% (5,3%) |
НТВ |
2,28% (14,07%) |
1,75% (11,73%) |
2,0% (13,2%) |
2,0% (13,07%) |
РТР |
2,41% (14,8%) |
2,44% (16,34%) |
2,58% (16,9%) |
2,59% (16,8%) |
ОРТ |
3,52% (21,7%) |
3,24% (21,7%) |
3,23% (21,2%) |
3,49% (22,66%) |
ТВЦ |
0,94% (5,8%) |
0,86% (5,7%) |
0,99% (6,52%) |
0,90% (5,8%) |
ТНТ |
0,28% (1,7%) |
0,27% (1,78%) |
0,3% (2,05%) |
0,36% (2,33%) |
Подготовлено по данным TNS/Gallup media. Первая цифра означает среднесуточный рейтинг телеканала (среднее количество человек, смотревших данный телеканал в течение суток, выраженное в процентах от общей численности населения), вторая, в скобках, среднесуточную долю канала, то есть выраженное в процентах количество человек, смотревших данный канал среди общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой другой канал) в рассматриваемый промежуток времени. Анализируемая аудитория - москвичи старше 4 лет.