Россия переживает как минимум пять типов одновременно и параллельно протекающих трансформаций.
1. От социализма к капитализму (постсоциализму) в формационном плане - иными словами, в плане фундаментального устройства общественно-экономической жизни.
2. От тоталитарного к демократическому типу государственной власти. Этот аспект важен как с точки зрения возникновения и продвижения элит, так и с точки зрения принципов формирования представлений о роли государства в экономике и политике.
3. От унитарного к федеральному государству. Для этого необходимо реально осуществить децентрализацию управления страной, сохранив некий государственный стержень в обеспечении единообразной трактовки основ законодательства нового постсоветского государства. При этом надо иметь в виду, что в условиях слаборазвитых рыночных институтов региональные социально-экономические диспропорции имеют тенденцию к нарастанию.
4. От централизованно планируемой экономики к экономике рыночного типа. Ключевым здесь является различие в главной движущей силе развития (теперь это - частный капитал) и методах стимулирования и воздействия на субъект развития. Также важнейшей чертой этого типа трансформации можно назвать переход к системе жестких бюджетных ограничений для субъектов хозяйствования. За ошибки в собственном бизнесе приходится расплачиваться собственностью.
5. От экономики индустриального типа к экономике постиндустриального типа, или от неконкурентной к конкурентной экономике.
6. Законы централизованно планируемой экономики уже не действуют, а законы рыночной экономики еще не действуют.
7. Для действия законов рынка нужна развитая рыночная инфраструктура и институты (частная собственность, смена собственников, банки, страховые компании, инвестиционные компании, финансовая система, роль государства и т.п.). Их нет или они слабо развиты. Это серьезно искажает действие рыночных сил, последние предстают перед нами в разных ипостасях - как криминально-рыночные, регионально-рыночные, бюрократически рыночные, олигархически рыночные, государственно-рыночные, базарно-рыночные, силово-рыночные и т.п.
8. Ошибка социализма: применение динамичной (транзитной) модели: "наши дети будут жить при коммунизме" - знаменитый тезис В.И. Ленина. А если уже наши дети будут жить при коммунизме, то нет нужды сегодня тратить время на решение текущих, сложных проблем: политика доходов - распределение по труду, стимулы к труду, гармония между городом и деревней, социальная однородность труда, национальные проблемы и т.п. Нужна была модель функциональная. Как решать все эти вопросы сегодня, каждый день, признавая ценность жизни текущего, сегодняшнего поколения людей? Нельзя использовать жизнь целых поколений как топливо в котле революционных преобразований.
9. Реалии и ошибки сегодняшней России коренятся в том, что правительство с принятием каждого рыночного закона думает, что вот, наконец, все будет по-рыночному, а продолжается по-прежнему: не по труду, не по капиталу, не в результате рыночной конкуренции, в условиях асимметричной информации, при беззащитном праве собственности, с колоссальными социальными издержками, с сокращением продолжительности жизни. При этом ни один институт рыночной экономики не работает так, как в самых развитых странах, - просто потому, что институт по определению помимо функциональной составляющей имеет составляющую, связанную с культурой, традицией, практикой его применения и использования. Как известно, и культура, и традиция - категории, измеряемые историческим, а не календарным временем.
10. Классовая структура общества не сформировалась, и поэтому нет понимания коренного классового интереса, лежащего в основе коренного национального интереса. Многие ценности еще не сформировались как государствообразующие.
11. Вектор изменений не вызывает вопросов. Однако опасность состоит в том, что несбалансированность властвующих элит приведет к перекосу в сторону имплементации ценностей торгово-компрадорской буржуазии в ущерб буржуазии национальной, производственной.
12. Глобализация несет в себе риски и возможности для всех слоев общества: если на данном этапе возобладает желание актуализировать возможности для одной группы элиты, связанной с импортом, то страна не сможет актуализировать возможности для развития на основе местного производства. Пострадает и региональная экономика. Это приведет к нарастанию политического противостояния с проводящим такую политику центром.
13. Отсутствует план преобразований. Во всяком случае, упор на стремительное изменение законодательства и стандартов, соответствующих уровню развития и потребностям развитых стран и ТНК, может навсегда закрыть потенциально конкурентоспособные отрасли российской экономики. Эти отрасли могут хотеть закрыть и наши конкуренты, которые лидируют на мировых рынках и не хотят становления конкурентоспособного производства на территории России.
14. Политическая ответственность за преобразования, их характер, направление и социальную цену лежит исключительно на президенте России. Поэтому ошибки на этом пути, ближайшая из которых будет связана с ускоренным и непродуманным вступлением в ВТО, без внятных мотивов и неспособности использовать членство себе на пользу, будут политическими ошибками В.В. Путина. Произойдет провоцирование серьезной структурно-региональной безработицы и резкое ухудшение инвестиционных стимулов для российских инвесторов.
15. Переходный период продлится не менее 10-15 лет. На этот период надо распространить понимание того, что, во-первых, в России объектом управления и регулирования является смешанная экономика, а во-вторых, рыночные силы не в состоянии обеспечить рациональное распределение ресурсов, необходимое для пропорционального, устойчивого развития.
16. Задача правительства, принимающего гигантское количество субъективных решений, сопоставимых по масштабам и последствиям с вмешательством в экономику советского образца, - институционализировать этот процесс на основе ясной стратегии приоритетов, дающих понятный сигнал инвесторам, разработать принципы региональной политики, положив их в основу коррекции макроэкономической, структурной политики страны в целом.