Половину вчерашнего пленарного заседания Государственная Дума посвятила правительственному часу, прослушав доклады о государственной тарифной и информационной политиках. За первую отчитывался вице-премьер Виктор Христенко, а о второй рассуждал министр печати Михаил Лесин. Депутаты были так обрадованы приходом высоких гостей - в последнее время первые лица кабинета министров нижнюю палату своими посещениями не балуют, - что не отпускали их максимально долго.
Христенко и Лесин свое общение с депутатами построили по-разному, хотя суть их отчетов одинаково свелась к одному - ничего нового они им не сообщили. Виктор Христенко, правда, подготовился гораздо лучше, даже показывал думцам красивые слайды и вообще был готов отвечать даже на мелкие - регионально ориентированные - вопросы законодателей. В отличие от него Михаил Лесин просто прочитал заранее составленную речь, перед которой депутаты из центристов большинством голосов провели решение о том, что министру зададут только десять вопросов - от каждого депутатского объединения по одному.
Вице-премьер правительства РФ, отвечающий за работу естественных монополий и ТЭКа, долго рассказывал Думе о плохих последствиях искусственного сдерживания внутренних цен на газ и предрек их ближайшее 30-процентное снижение на внешнем рынке. Он также сообщил депутатам о том, какие решения правительство приняло в отношении роста тарифов на услуги, отметив, что в середине этого года оно вернется к данной теме.
Михаил Лесин в своем выступлении был вынужден несколько раз опровергать утверждения о том, что его ведомство контролирует средства массовой информации, а государство постепенно монополизирует медиарынок. По заявлениям министра, власть не может приказывать даже государственным СМИ, поскольку это противоречит закону. По этому поводу Лесин даже дал несколько остроумных наиболее привязчивым депутатам советов. Например, на утверждения Виктора Похмелкина о том, что государственное ТВ подает новости односторонне, он заметил, что ему странно слышать от демократически настроенного законодателя призывы использовать против телекомпаний административный ресурс, чтобы добиться от них большей информационной полноты. Владимиру Жириновскому, который ругал Минпечати за то, что оно, по его образному выражению, выдает талоны на появление того или иного политика в телеэфире, министр ответил, что ничего об этом не знает, но готов, если это окажется правдой, выдать лидеру ЛДПР соответствующую квитанцию.
Что же касается конкурса на частоты, на которых ранее вещала телекомпания ТВ-6, Михаил Лесин в сотый раз сообщил, что этот конкурс будет открытым, максимально публичным и совершенно объективным. В думских кулуарах он произнес несколько фраз, свидетельствующих о достаточно больших шансах появления на "шестой кнопке" спортивного канала. Лесин хотя и повторил, что его позиция по сохранению общественно-политической и информационной ориентации канала остается прежней, но решение остается за конкурсной комиссией. Министр отметил, что концепция канала является свободной, так что "шансы есть у всех". По его словам, если конкурсная комиссия примет решение о победе концепции спортивного канала, значит, на данной частоте будет работать он.
Глава Минпечати вышел также и на обобщения. Он заявил, что в настоящее время готовится концепция развития государственных СМИ, которая будет готова к лету. Впрочем, министр подчеркнул, что когда-нибудь государство без сомнения уменьшит свое присутствие на медиарынке или же вовсе покинет его. Он, правда, успокоил разволновавшихся депутатов тем, что, пока институты гражданского общества развиты слабо, говорить о том, что уход государства произойдет скоро и в полном объеме, не приходится. По словам докладчика, государство нуждается в собственных информационных ресурсах. В кулуарах же он привел пример постепенного "ухода" государства из ряда медийных проектов. Михаил Лесин подтвердил, что имеется информация о покупке - уже состоявшейся или предполагаемой - Борисом Йорданом "вместе с каким-то российским банкиром" доли Гусинского в активах НТВ. И хотя информацию об этом, по мнению министра, еще надо проверять, но факт налицо. С этим, правда, не согласились ни Гусинский, ни Йордан, в тот же день опровергшие высказывания министра.