Вчера в кремлевской администрации состоялось очередное заседание комиссии по разграничению полномочий между Центром и регионами, которую курирует замглавы президентской администрации Дмитрий Козак.
В ближайшее время комиссия должна будет представить результаты своей работы Владимиру Путину - возможно, именно поэтому в течение двух недель комиссия заседает непрерывно. В рамках комиссии существует восемь рабочих групп, каждая из которых курирует одну из проблем во взаимоотношениях федерального Центра и регионов: по общим вопросам органов федеральной власти и местного самоуправления, соблюдению прав и свобод граждан, управлению и распоряжению природными и иными материальными ресурсами, межбюджетным отношениям, социальному и культурному развитию, вопросам экономического развития, безопасности среды обитания и договорным отношениям между Центром и субъектами Федерации.
Впрочем, и этого разделения труда оказалось недостаточно. Владимир Путин на недавнем заседании правительства обратился к представителям министерств и ведомств, напомнив им о необходимости активного подключения к деятельности комиссии, поскольку "в этом заключается одна из важнейших задач текущего года". Наряду с полпредами и губернаторами в комиссию входят первые заместители министров. Видимо, предложение Минтимера Шаймиева о том, что правительство должно будет решать социальные и экономические вопросы в рамках разграничения полномочий, было поддержано администрацией. Во всяком случае, Владимир Путин потребовал от членов комиссии не просто улучшить работу государственной машины, но и "чтобы каждый гражданин почувствовал улучшение действия этой машины". Хотя объем работы по разграничению полномочий таков, что до каждого гражданина скорее всего дойти не получится. Ведь даже базы муниципального российского законодательства до сих пор не существует. И комиссия в своей деятельности сконцентрируется на взаимоотношениях с главами региональных администраций.
Заявление президента позволяет проследить любопытную закономерность: каждый год пребывания Путина у власти объявляется новая государственная правовая кампания, которая весьма логично укладывается в фундамент обещанной "диктатуры закона". Сначала речь шла о приведении всего массива регионального законодательства в соответствии с федеральным, затем - судебная реформа, сейчас - ревизия договоров Центра и регионов. Первый шаг к разграничению полномочий был сделан еще при внесении изменений в Бюджетный кодекс. И как бы ни протестовали губернаторы против новой системы бюджетных взаимоотношений (регионы теперь могут оставить себе 38% доходов), система уже введена, большинство глав администраций с ней смирились. На первый взгляд кажется, что политическое урегулирование полномочий должно пройти быстрее, если экономическая "прослойка" проблемы уже решена. Но все дело в том, что комиссии придется пройти по тонкой грани между коррекцией общего массива федерального законодательства и фактическим переписыванием Конституции РФ. Не секрет, что наиболее решительно настроенные лидеры национальных республик (особенно это касается Татарстана и Башкирии) неоднократно выступали за пересмотр статьи 72 Конституции о совместном ведении федерального Центра и субъектов Федерации. Кремлю предлагали четко распределить довольно размытые правовые границы. И некоторые шаги президентская администрация уже сделала - например, поделилась полномочиями по помилованию (исключительная компетенция президента РФ по Основному закону).
Но здесь камнем преткновения на пути к соглашению становятся договора о разграничении предметов ведения и полномочий между регионами и Центром. Часть наиболее лояльных губернаторов в прошлом году сама попросила о расторжении договоров, другим недвусмысленно намекнули. Так, администрация свердловского губернатора Эдуарда Росселя просто получила сообщение об упразднении соответствующего документа. Однако остается еще позиция Шаймиева и Рахимова, которые попросту включили эти договора в тексты своих Конституций. И ни решения Конституционного суда РФ, ни заключительные и переходные положения российского Основного закона (устанавливающего приоритет РФ в подобных ситуациях) не учитываются. При этом в Татарстане некоторые политические силы считают необходимым рассмотреть ряд статей новой редакции Конституции на референдуме. Нетрудно догадаться, что в число таких статей вполне может быть включен пункт о праве республики на недра, также как и нетрудно предугадать реакцию общественного мнения.
Учитывая, что этот год последний перед президентскими выборами, у администрации остается очень мало времени и для разработки таких сложных и деликатных соглашений, и для закрепления их в конкретных законопроектах. Видимо, поэтому на эту комиссию и бросили Дмитрия Козака, показавшего в прошлом году почти спринтерские качества при выполнении госзаказа на судебную реформу.