"Единство", ОВР, "Регионы России" и "Народный депутат", судя по всему, пока не до конца поняли, что они собираются сделать с избирательным законодательством. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что вчера почти все видные представители этих депутатских объединений под разными предлогами отказывались от комментариев. Максимум того, чего от них удалось добиться, - это заявления, что проблема выборов высоких должностных лиц небольшим количеством граждан в стране действительно существует и что данную проблему необходимо решить.
Суть предложений четверки сводится к следующему: кандидаты в губернаторы имеют шансы победить на выборах, если соберут в свою поддержку не менее половины голосов от общего числа избирателей округа. Для кандидатов в депутаты любого уровня действует другая норма - 25% списочного состава избирателей округа, а для партийных списков - 12,5% общего количества имеющих право голоса. Также центристы предлагают проводить все выборы только в один тур, а если он проваливается, устраивать вторую попытку - не позднее, чем через полгода. Правда, в поправках значится и такое предложение: повторные выборы в силу разных причин можно переносить и на более поздний срок, но не более, чем на два года. Что же касается выборов президента Российской Федерации, то к ним выдвигаемые инициативы никакого отношения не имеют.
Если в начале нынешней недели лидеры "Единой России" говорили о своих предложениях как о деле, уже фактически решенном, то со вчерашнего дня они стали больше обращать внимание на пиаровскую сторону своих заявлений. Некоторые же и вовсе отмечали, что главной задачей для них было привлечение внимания к имеющимся проблемам российской избирательной системы, а что именно в ней в конечном счете будет изменено - не так уж и важно. В стройных центристских рядах появились и первые несогласные, готовые излагать свою особую позицию. К примеру, глава группы "Регионы России" Олег Морозов, ничего не имеющий против сути проблемы, предлагает более мягкий вариант ее решения. Победителем, например, на губернаторских выборах мог бы стать кандидат, получивший более половины голосов пришедших на выборы избирателей, при условии, что к урнам пришли не менее 50% списочного состава. Такая схема прописана для президентских выборов, ее и осуществил на практике Владимир Путин в марте 2000 года.
Впрочем, более интересными являются не сами идеи думских центристов, направленные, по их мнению, на укрепление избирательной системы страны, а с точки зрения других - на ее парализацию (об этом заявили и яблочники, и правые). Значимыми выглядят уже появившиеся версии того, что же будет происходить после провала выборов того или иного уровня. В отношении губернаторских предлагается поступать так: полгода до повторных выборов может править действующий губернатор, но если проваливается и вторая попытка избрать законную региональную власть, президент должен получить право назначить исполняющим обязанности того, кого он сочтет нужным. Появление такой версии дает представление о том, где сидит источник вдохновения тех весьма странных законодательных идей, которые выходят из-под пера и языка думской четверки. Как объяснил в беседе с корреспондентом "НГ" один из депутатов, таким образом проявляется на поверхности борьба различных кремлевских группировок, которые ссорятся не только "по мелочам", но и противостоят друг другу идеологически.