Сегодня президент США принимал в Белом доме российского премьера Михаила Касьянова. Диалог продолжался не более тридцати минут и во многом носил статусный характер. Очевидно, что за столь короткий промежуток времени вряд ли было возможно не только что-либо решить, но даже просто обсудить те проблемы, которые успели накопиться с момента визита президента Владимира Путина.
США по-прежнему демонстрируют взаимную приязнь и повышенное доверие к России. Однако достигать компромиссов в политике пока удается только за счет уступок нашей страны. Запад же медленно, но верно проводит нужные решения, оставляя России лишь роль формального союзника. Получив от России поддержку в борьбе с международным терроризмом, Вашингтон объявил об одностороннем выходе из Договора по ПРО. Кремль, поставленный в неловкое положение, тем не менее продемонстрировал потрясающее спокойствие. Дескать, строить что-либо в большой политике без России Америке не так просто и она еще не раз обратится к Кремлю.
Взамен политических уступок Запад решил предложить России другой компромисс. Хотели отмены поправки Джексона-Вэника - в ближайшие 2-3 месяца получите. Видимо, именно с этим подарком приедет Буш в Россию. Большим "сюрпризом" для Москвы стало упорное желание США окончательно закрепиться в Средней Азии, потеснив из этого региона нашу страну. А что же взамен? Взамен Америка готова пролоббировать принятие России в ВТО.
На этом, пожалуй, перечень шагов навстречу России и исчерпывается. Несмотря на готовность России и США радикально сократить свои ядерные арсеналы, между странами по-прежнему имеются принципиальные разногласия в том, как именно будет происходить этот процесс. До сих пор так и не удалось достичь сближения позиций по проблеме так называемого возвратного потенциала, суть которой сводится к нежеланию администрации США уничтожать демонтируемые с носителей боеголовки. В России считают совершенно неприемлемым заявление Пентагона, что это оружие будет храниться на складах с возможностью быть вновь возвращенным в строй в случае необходимости.
Не собираются менять позицию американцы по такой больной для России проблеме, как Чечня. Не последнюю роль здесь сыграл абсолютный провал российской позиции на проходившей в Страсбурге ассамблее ПАСЕ. Резолюция, принятая ассамблеей, содержала положение о том, что преступления, совершенные в Чечне, подпадают под Женевскую конвенцию о правилах ведения войны. Признание Европой Аслана Масхадова последним избранным президентом и встреча с его представителем Ахмедом Закаевым оценивается экспертами как крупная неудача российской внешней политики. Не забывают на Западе и о мониторинге свободы слова в России. Здесь масла в огонь российская власть подлила сама скандалом с закрытием канала ТВ-6. Запад расценил ее как политическую ошибку. Положение СМИ для Вашингтона является главным индикатором демократии, и подобный скандал на Западе сразу же расценили как "возврат к прошлому".
Однако те уступки, на которые пошла Россия, уже дают основания надеяться и на более значимые ответные ходы. Сами американцы считают, что Москва сделала для Америки больше, не только объединившись в борьбе с международным терроризмом, но и сохраняя в последнее время на критическом для российского бюджета уровне цены на нефть.
Большим политическим вопросом сейчас является российский внешний долг. Как утверждают в правительстве, сегодня Россия может платить по советским долгам в полном объеме, и все реструктуризации уже проведены. Но не только в наше стране, но и на Западе понимают, что если бы не было необходимости платить, то высвобожденные средства пошли бы на инвестиции. Так что, несмотря на внешнюю любезность сторон и проявления лояльности, у наших стран осталось еще много претензий друг к другу.
Вашингтон