- Андрей Иванович, как можно оценить первые результаты военной реформы?
- Фактически преобразования, связанные с так называемой военной реформой, провалились. Главным итогом преобразований в Вооруженных силах стало снижение их возможностей по обеспечению обороны России.
В военном деле, в том числе в области военной теории, наша страна значительно отстала от передовых государств, и в первую очередь от США. Мы продолжаем учить свою армию и высшее командование тому, что, возможно, и не нужно будет в будущей войне: операциям на континентальных и океанских ТВД, всеобщей мобилизации и т.д. Однако эпоха таких войн прошла.
К сожалению, осмысления данного факта так и не произошло. Генеральный штаб ВС РФ не выполняет своей главной задачи - он не определил облик возможной войны будущего. Это не его вина, а его беда. Генштаб поставлен в такие условия, что огромный интеллектуальный потенциал военных ученых, военных практиков и управленцев просто не востребован. Оборонно-промышленный комплекс не может вести разработку вооружений, когда нет облика возможной войны будущего. Как следствие, государственный оборонный заказ формируется неизвестно по какому принципу.
Военное строительство - это, образно выражаясь, постройка защитной стены, когда надо каждый день класть по кирпичику. Но наступает этап, когда в результате качественных накоплений должны произойти качественные изменения в вооруженных силах - военная реформа. А этого нет.
- Должностные лица Минобороны ссылаются на План строительства ВС РФ на 2001-2005 гг...
- Это яркий пример вышесказанного. План ради плана. Прогноз развития ситуации в мире там дан в таком, знаете, водянистом тоне, что все в порядке, ничего не произойдет, все замечательно. А потом идут разделы - как раньше у нас писали в передовицах - все в целом, вообще, округло. Конкретика одна - график сокращения войск.
- Как должна, по вашему мнению, проводиться военная реформа?
- По нашим расчетам, на военную реформу необходимо 15 лет. И осуществляться она должна в четыре этапа до 2015 года. Этапность скоординирована со сроками полномочий президента, исполнительной и законодательной власти. Это позволит детально спланировать все мероприятия на определенный период, осуществить их реализацию, а также нести персональную ответственность за исполнение собственных решений. В последний год этапа проводить мониторинг военно-политической обстановки, оценить достигнутые и нереализованные возможности в области обороны и, основываясь на его результатах, спланировать мероприятия на очередной этап.
Теперь чуть подробнее о каждом из этапов. Первый этап. Главная задача - создание научных и материальных предпосылок для успешного осуществления военной реформы. В ходе реализации указанных мероприятий исключаются крупномасштабные эксперименты по сокращению и так называемой оптимизации видов и родов Вооруженных сил РФ, а также непродуманная конверсия и другие инициативы, чреватые полным разрушением обороны страны. Военная безопасность на первом этапе обеспечивается главным образом ядерным сдерживанием. Результатом должна стать способность России к обороне в двух-трех одновременных конфликтах.
Второй этап. Главная задача - начало качественного и энергичного преобразования всей системы военной организации государства. Результатом должна стать способность России к обороне в локальной войне и одновременно идущих одном-двух военных конфликтах.
Третий этап - интенсивное преобразование всей системы обороны государства, выход ее на принципиально новые формы организации и управления. Результатом должна стать способность России вести одновременно одну-две локальных войны и один-два военных конфликта на различных направлениях.
Четвертый этап. Главная задача состоит в выходе на новые качественные параметры всей системы обороны, способной быстро реагировать на динамику военно-политической обстановки в мире и эффективно защищать интересы государства в любой точке земного шара. Результатом должна стать способность России вести крупномасштабную войну с одновременным участием в одной-двух локальных войнах.
На всех этапах обеспечивается ядерное сдерживание на уровне, исключающем нанесение по России ядерного удара любым государством, обладающим ядерным оружием, или их коалицией. Свои предложения по проблемам ядерного сдерживания я представил Верховному главнокомандующему ВС РФ, они учтены.
- По сути, вы предлагаете президенту альтернативу тем планам, которые реализуются сегодня Минобороны РФ...
- Я убежден, что Владимиру Путину в стратегически изменившейся обстановке необходимо еще раз вернуться к обсуждению указанных вопросов.