Несмотря на то что более трети россиян живет за чертой бедности, а материальное положение остальных, за очень небольшим исключением, находится совсем недалеко от нее, 42% наших сограждан все равно уверены, что Россия осталась сверхдержавой, уступив в списке "великости" только США и оставив за бортом Японию, Германию, Англию, Китай, Францию, Индию, Ирак и другие страны. Российской власти крупно повезло с собственным народом. Как бы ни были непоследовательны ее действия, она может быть спокойна - в умах россиян царит еще больший хаос.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел 25-28 января 2002 года в 33 регионах страны опрос, который должен был определить отношение россиян к понятию "великая страна" и насколько Россия этому понятию соответствует. Опрашиваемым предлагался список, из которого они могли выбрать 2-3 позиции.
По мнению респондентов, основными показателями, которые определяют великую страну, являются высокий уровень благосостояния граждан и высокоразвитая промышленность (67 и 66% соответственно). Соблюдение прав и свобод человека в этом списке практически поделило третье и четвертое место с наличием в стране ядерного оружия (около трети всех опрошенных). Казалось бы, что именно такая расстановка приоритетов напрочь исключает появление России в списке супердержав: уровень жизни наших граждан несопоставим с уровнем жизни граждан других развитых стран, промышленность хромает на обе ноги. Однако россияне демонстрируют удивительную алогичность национального мышления, категорически отказываясь оценивать собственную страну по собственным же сформулированным критериям, которые выводят на первый план именно экономическое положение государства в целом и каждого гражданина в частности. Похоже, что большинство опрашиваемых руководствовались или эмоциями, или "национальной гордостью великороссов", или верещагинским "за державу обидно!", потому что объективных предпосылок считать Россию супердержавой сами россияне не наблюдают. Более того, не наблюдают признаков российской супердержавности и на Западе: отношение к нам скорее снисходительное, чем уважительное, а наличие одной ядерной кнопки уже перестало быть достаточным аргументом для полноправного диалога.
Нелогичность мотивов своего выбора в отношении нашей страны в списке великих государств респонденты подтверждают еще раз, отвечая на вопрос: "Стала ли Россия полноправным членом "восьмерки" самых влиятельных мировых держав?" Более трети (36%) опрошенных считают, что Россия все-таки не вошла в "большую восьмерку".
Причем более четверти россиян в качестве основной причины называют именно отставание нашей страны от передовых государств в экономическом развитии и неустойчивость политического положения, только 4% уверены, что стать восьмым членом G7 России мешает низкий уровень демократии. Интересно и то, что такой конкретный вопрос, предполагающий только два варианта ответа - "да" или "нет", - поставил в тупик около 40% россиян: они затруднились с ответом. Вероятно, повторяющаяся из года в год перед каждым саммитом G7 PR-кампания наших властей под слоганом "В этом году Россия впервые стала полноправным членом "большой восьмерки"!" окончательно запутала россиян - ну сколько раз можно "впервые!" Так и живем - со слабой экономикой, низким уровнем жизни и без особого авторитета в мире, но зато в великой стране.
Такие парадоксы национального мышления на самом деле неудивительны - это следствие генетически заложенной уверенности, что "советский человек - это звучит гордо", дефицита идеологических ориентиров (пробежки трусцой по коридору и производственная гимнастика госчиновников после выступления президента Путина не в счет) и восьмидесятилетнего отсутствия свободного информационного пространства. Причем что касается последнего, надежды на то, что ситуация принципиально изменится, довольно призрачны. Недавние события на российском медиарынке, связанные с восстановлением государственного контроля над НТВ и фактическим закрытием властью телеканала ТВ-6, говорят сами за себя.
Впрочем, население особо не возражает. По данным опроса, демократическое общество наши сограждане ценят меньше, чем собственное благосостояние: нищим и голодным свобода не нужна, у них другие приоритеты. Как показывает та же статистика, "потребность" в демократии возникает у тех россиян, чей доход составляет более 3000 долл. в год - сумма за пределами Московской кольцевой автодороги просто нереальная. Такое расположение приоритетов наших сограждан, к сожалению, дает невольный сигнал власти, что в настоящий момент демократическими основами в какой-то степени можно и пренебречь, чем государственная машина с удовольствием пользуется.
Такая нелогичность во мнениях российских избирателей делает все политические рейтинги условными и весьма ненадежными - они носят скорее сиюминутный характер и вряд ли отражают реальную картину.
Однако некие проблески отрезвления все же наблюдаются. Так, с марта прошлого года число россиян, неспособных объективно оценить нынешнее положение нашей страны на фоне мировых держав, уменьшилось на 15%. Возможно, это связано с некоторым разочарованием общества во внешней политике России последних месяцев. После сентября 2001 года Москва сделала огромный шаг навстречу Западу и была вправе ожидать ответных действий. Однако, по мнению экспертов, к настоящему моменту Россия так и не смогла получить особых дивидендов как в политике, так и в экономике - отношения с Западом больше напоминают игру в одни ворота.