Первое после выборов 2000 года обращение президента США Джорджа Буша к нации оказалось вполне предсказуемым и по своему эмоциональному накалу, и по содержанию. Террористы и недружественные режимы-изгои объявлены главными врагами Соединенных Штатов, остальным государствам, включая Россию, предложено поддержать "священную войну за мир для США" или оказаться вне пределов "зонтика безопасности", который готов предоставить Вашингтон своим верным союзникам. Для создания этого "зонтика" американцы намерены и далее увеличивать военные расходы, создавать национальную противоракетную оборону и держать наготове снимаемые с боевого дежурства ядерные боезаряды.
Характер выступления американского президента подтверждает тезис о том, что главные итоги года ушедшего на самом деле не сводятся к событиям 11 сентября. Это была всего лишь кульминация более глубинных процессов. Суть происшедшего - в зреющих многие десятилетия противоречиях между развитым и развивающимся миром.
Пропасть между богатым Севером и бедным Югом все больше увеличивается. Сегодня на развитые страны, где проживает менее 15% населения, приходится 88% пользователей интернета. Во многих африканских странах среднемесячная стоимость подключения к интернету составляет 100 долл., тогда как в США - всего 10. Однако наличие и отсутствие технологии - это еще не все. В 16 странах мира 60% населения неграмотно. Для того чтобы использовать современные технические средства, нужно поднять грамотность населения. Говорят, что нет денег на образование. Но на вооружение сегодня в мире тратится в год 900 млрд. долл. А для того, чтобы каждый ребенок пошел в школу, нужно всего 6 млрд.
В наши дни происходят удивительные открытия. Но они опять-таки в подавляющем большинстве становятся достоянием богатого Севера. 92% патентов на новейшие изобретения приходится на США, Европейский союз, Японию. А страны третьего мира снова попадают в своего рода изоляцию.
Убежден, что "Аль-Каида" с Усамой бен Ладеном и им подобные никогда не состоялись бы в мировом масштабе, если бы не было питательной среды терроризма. А эта среда - отсутствие света в конце туннеля для многих обществ, кто бы ни был в этом виноват.
Выбор мирового сообщества в этих условиях сводится к двум альтернативам - либо Север лишает эти проблемы вместе с Югом, либо - вместо Юга. Как говорится, почувствуйте разницу┘ И выбор США, окончательно оформившийся уже при нынешнем президенте, в пользу второй альтернативы. Вот цитата из обращения Джорджа Буша к нации: "Хотя наиболее очевидные военные действия предприняты в Афганистане, Америка действует повсюду. У нас теперь есть войска на Филиппинах, которые помогают обучению вооруженных сил этой страны для борьбы с террористическими ячейками, убившими американца и удерживающими заложников. Наши солдаты взаимодействуют с правительством Боснии, наши корабли патрулируют побережье Африки, блокируя поставки оружия и создание лагерей террористов в Сомали". Отгородиться от этой угрозы, не дать ей достичь территории США - вот главная цель стратегической линии США во внешней политике! Отсюда опора на военную силу, отсюда резкое повышение военных расходов, отсюда рассуждения о том, что "мы должны сделать наши вооруженные силы более подвижными, чтобы направлять наши войска в любую точку мира более быстро", - заявил Буш.
Но отсюда же возникают странные извращения логики, когда американцы позволяют себе выйти из режима верификации Женевской конвенции по биологическому оружию, но грозят разбомбить Ирак за отказ сотрудничать с международным сообществом по тому же вопросу... Или когда на руководство Македонии давят, требуя предоставить албанскому языку статус второго государственного, а о русскоязычном населении в странах Балтии, не имеющем даже гражданства, как-то молчат┘ Или когда официальные контакты с чеченскими сепаратистами в Вашингтоне и европейских столицах странным образом совпадают по времени с ужесточившейся линией по борьбе с терроризмом в других горячих точках...
У России в этой ситуации есть три варианта возможных действий. Первый - сделать вид, что ничего не происходит, и позволить США де-факто (а в дальнейшем и де-юре) зафиксировать складывающуюся модель однополярного мира, где награды отличившимся и возмездие провинившимся определяют только в Вашингтоне. Собственно, по этому пути уже пошла объединенная Европа, необратимо втянутая в систему безопасности под названием НАТО. Второй вариант - попробовать поступить так же, как США, то есть, откорректировав стратегию и жестко публично определив собственные национальные интересы, пытаться сформировать собственное "большинство" в международных организациях с участием России (сначала ad hoc, а потом и на более постоянной основе) для принятия решений, представляющих для нас первостепенную важность. Это тот путь, по которому мы идем сейчас, и изъян у этого пути только один: отнюдь не факт, что, если даже мы решим эту задачу, США не проигнорируют соответствующие рекомендации ООН или ОБСЕ, как они это уже неоднократно делали.
Третий путь заключается в создании универсальной по составу (включая, разумеется, и Россию, и Китай, и Индию, и Японию) и эффективной по своей сути организации в сфере международной безопасности. Те же ООН и ОБСЕ грешат слабосильностью, а НАТО и Евросоюз не могут похвастаться универсализмом. Задача глобальная и, на мой взгляд, единственно перспективная. Мир может и должен объединиться перед лицом общих угроз, как это произошло после 11 сентября, на более долговременной и продуманной основе. Время уходит, настроения меняются, старые обиды начинают опять наслаиваться на новые. У мира есть уникальный шанс, но воспользоваться им гораздо сложнее, чем казалось еще несколько месяцев назад. США должны осознать свою ответственность перед мировым сообществом, которое ждет не силовых, а политических решений.