Список руководства Совета Федерации, который вчера был озвучен с трибуны СФ Сергеем Мироновым, все-таки был утвержден сенаторами большинством голосов. Имена, перечисленные в документе, со вторника так и не поменялись - к примеру, кресло в президиуме верхней палаты все-таки занял экс-президент Якутии Михаил Николаев. ("НГ" уже публиковала список руководства СФ.) Однако отнюдь не неожиданное пришествие в российский сенат Николаева, а также распределение комитетов стало главной темой обсуждения в кулуарах. Главные страсти кипели вокруг того, кому же достанется четвертое кресло вице-спикера СФ. Очевидно, кандидатура заместителя председателя была утверждена Мироновым буквально за несколько минут до начала заседания.
Перед тем как озвучить список руководства, Сергей Миронов, вероятно, предчувствуя недоумение со стороны сенаторского корпуса, сразу попытался обозначить критерии, по которым он лично составлял перечень кандидатов. Так, заявил спикер СФ с трибуны, при формировании документа он прежде всего учитывал опыт работы той или иной персоны в парламенте, пытался соблюсти равное представительство федеральных округов, и паритет исполнительной и законодательной власти регионов. В общем, подытожил Миронов, список "и не может быть идеальным". Интересно, что при этом спикер СФ все время подчеркивал, что решающее слово при выборе той или иной кандидатуры принадлежало именно ему.
После этого Сергей Миронов назвал имена кандидатов на посты вице-спикеров. Как и предполагалось, Валерий Горегляд стал первым заместителем главы верхней палаты, остальные кресла заняли Александр Торшин и Михаил Николаев. Однако имя Андрея Вихарева в качестве вице-спикера вызвало у сенаторов по меньшей мере недоумение. Во-первых, Вихарева трудно назвать парламентарием с большим опытом. Поверить в то, что кандидатура в прошлом скандально известного крупного уральского бизнесмена выбрана в качестве компромиссного представителя от федеральных округов, тоже сложновато.
После того как Миронов перечислил имена предлагаемых глав комитетов, он предоставил сенаторам право задавать вопросы. Спикера незамедлительно спросили, почему он отдал предпочтение именно кандидатуре Андрея Вихарева. Миронов ответил, что с Вихаревым он познакомился очень давно, когда тот работал главой комсомольской ячейки в Свердловске. В общем, выясняется, что это назначение было сделано по знакомству, и кто знает, с кем еще Миронову довелось познакомиться в годы его комсомольской юности.
Вчерашний день выявил еще одну интересную тенденцию. Среди новых членов СФ растет количество сенаторов, которые публично высказывают свое несогласие с политикой спикера. Это прежде всего показало обсуждение проекта регламента. В частности, предложение голосовать за список глав комитетов сенаторы назвали "недемократичным". Впрочем, сам Миронов позднее заявил, что "в Совете Федерации и не должно быть зон и персоналий, закрытых от критики, вне критики не может оставаться и сам спикер".
Затем он призвал сенаторов к более ответственному контролю за назначениями в Генпрокуратуре и судебных органах, а также "к более тесному взаимодействию с этими структурами". Жаль, что спикер СФ так и не разъяснил, какое конкретно "взаимодействие" он имел в виду, ведь Совет Федерации по-прежнему является прежде всего законодательным органом. Кроме того, Миронов ответил и на обвинения думцев в желании верхней палаты "перетянуть на себя одеяло". По его словам, эти разговоры должны скоро затихнуть, ведь роль Совета Федерации обусловлена Конституцией и сам термин "совет" предусматривает коллегиальность в работе. "Я надеюсь на то, что и Совет Федерации, и Госдума станут действительно двумя полноценными палатами Федерального собрания". В общем, теперь СФ действительно сможет работать полноценно - как-никак руководить верхней палатой со вчерашнего дня есть кому. Правда, участия в этой работе почему-то не желает принимать Сергей Пугачев. Он, судя по спискам составов комитетов, так и не "записался" ни в один из них.