Разговоры о возможном внесении поправок в Конституцию, похоже, скоро могут превратиться в реальность. Сразу несколько фракций Государственной Думы ведут активные переговоры друг с другом о том, чтобы "снизу" инициировать изменения в Основной закон государства. Правда, в этих переговорах не участвуют центристы, которые по обыкновению предпочитают "ждать намека" от президента.
Интересно, что идея изменения Конституции объединила такие непримиримые политические силы, как "Союз правых сил" и КПРФ, которые до недавнего времени предпочитали не "светить" свои переговоры на эту тему. А в минувшую пятницу о факте проведения подобных консультаций с коммунистами и "ЯБЛОКОМ" заявили и представители "Либеральной России". Причиной, которая заставила думцев попытаться подкорректировать Основной закон, является нынешний порядок формирования Совета Федерации. По мнению многих депутатов, сегодня "он представляет собой жалкое зрелище". Так, по словам сопредседателя движения "Либеральная Россия" Виктора Похмелкина, Совет Федерации стал "придатком президента и абсолютно не выполняет своей функции перед избирателями". Представители же "Союза правых сил" считают, что верхняя палата парламента превратилась в орган, который не способен отстаивать интересы регионов. О том, что сейчас СФ лоббирует интересы крупных промышленных групп, а не субъектов Федерации в целом, свидетельствует появление среди сенаторов, к примеру, Сергея Пугачева и Леонида Невзлина.
Однако успех мероприятия по изменению Конституции будет прежде всего зависеть от способности думских фракций договориться между собой. Ведь у каждой из них сегодня существует свой взгляд на то, каким образом должны осуществляться эти изменения. Наиболее "хитрой" является схема СПС. Так, "Союз правых сил" намерен вместе с КПРФ обратиться в законодательные собрания регионов, чтобы инициатива шла от территорий. Ведь, согласно Основному закону, поправки к главам 3-8 Конституции России принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения именно региональными парламентами не менее чем двух третей субъектов РФ. То есть в случае одобрения таких изменений Госдумой и Советом Федерации поправки, изначально поддержанные регионами, имеют почти стопроцентные шансы быть принятыми.
Правда, по словам источников "НГ", если КПРФ перед Новым годом всячески шла навстречу СПС, то сейчас левые предпочитают "тянуть резину". И если коммунисты все же откажутся от сотрудничества со сторонниками Бориса Немцова, то правые намерены собрать не менее 90 подписей в нижней палате парламента, чтобы обратиться в законодательные собрания регионов от имени Государственной Думы. Что касается представителей "Либеральной России", то они тоже рассчитывают собирать подписи, но уже с требованиям внести поправки в Конституцию напрямую от имени нижней палаты парламента. А вот в "ЯБЛОКЕ" к идее внесения поправок в Конституцию относятся весьма осторожно и пока не хотят приступать к каким-то решительным действиям. В беседе с корреспондентом "НГ" один из "яблочников" заявил, что решить проблему Совета Федерации можно и путем простого принятия закона о новом порядке его формирования, поскольку трогать Конституцию "опасно".
Чем закончатся эти "четырехсторонние" переговоры, покажет время. Но так или иначе, желание поменять Основной закон у депутатов крепнет день ото дня. Возможно, эта тенденция объясняется в том числе и тем, что нижняя палата инстинктивно хочет повысить свою законодательную роль путем столь эффектной инициативы. Что касается интересов каждой конкретной политической структуры, то "перекройка" Основного закона является, пожалуй, самой заветной мечтой коммунистов еще с 1993 года. Правда, они всегда вели речь о том, чтобы отменить сам институт президентства, теперь же дошли руки и до выборности Совета Федерации. Не исключено при этом, что для всех политических сил, ведущих между собой консультации по изменению Конституции, тут есть некий элемент пиара. Ведь совсем неплохо войти в историю как инициатор столь серьезных законодательных перемен. Впрочем, на "пальму первенства" в этом вопросе вполне может претендовать и Кремль, где об идее выборности российского сената заговорили еще раньше.