0
560
Газета Политика Интернет-версия

28.01.2002 00:00:00

Президенту Масхадову исполнилось пять лет

Тэги: масхадов, выборы


В воскресенье, 27 января, исполнилось пять лет со дня избрания Аслана Масхадова президентом Чечни. Результаты тех выборов были признаны и российским руководством, и международным сообществом. Возможно, первым, кто подверг их сомнению, был президент РФ Владимир Путин, который в 1999 году, еще будучи премьер-министром, заявил, что Масхадов избирался не по российским законам. На днях его легитимность оспорил и глава ЦИК РФ Александр Вешняков, по мнению которого лидер чеченских сепаратистов уже давно прекратил эти полномочия собственными действиями. Сам Масхадов отметил пятилетие своего избрания Указом "О дне чести и обстоятельствах, исключающих проведение выборов", продлив таким образом свое президентство на неопределенный срок. Но его полномочия были признаны на завершившейся сессии ПАСЕ, где основной докладчик по Чечне лорд Фрэнк Джадд в очередной раз назвал Масхадова законно избранным президентом. Масхадов для Европы - лидер той части чеченских боевиков, которая там считается не террористами, а "борцами за свободу". Самым последовательным сторонником признания легитимности Масхадова остается только что ушедший с поста председателя ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон. Кстати, террористом в полном смысле Масхадова не склонен считать и глава российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Рогозин. В принятой же резолюции, буквально за несколько дней до истечения полномочий Масхадова, ассамблея назвала его "последним избранным президентом".

Решение ервопарламентариев можно смело расценить как серьезный провал российской внешней политики вообще и ее парламентской составляющей в частности. Упомянутая в резолюции Женевская конвенция недвусмысленно делает Чечню воюющим государством. Но Дмитрий Рогозин оценил этот документ на три с плюсом или четыре с минусом, наверно, потому, что ставить двойки самому себе неловко. Конечно, для Москвы был важен призыв к государствам, граничащим с РФ на Кавказе, принять действенные меры по пресечению деятельности на их территориях чеченских боевиков. Но тупиковость московской политики в Чечне отражена в словах о том, что действия террористов являются продолжением решения политических задач, которые не могли быть решены иными способами. В этих условиях Рогозину ничего не оставалось, как обвинить европейцев ("шестерок") в поддержке чеченских экстремистов и заявить, что в их глазах террористы, направившие 11 сентября самолеты на нью-йоркские небоскребы, тоже могут выглядеть борцами за свободу.

Неприятные для Москвы положения резолюции отмечают также продолжающиеся нарушения прав человека и отсутствие прогресса в расследовании наиболее громких дел, таких, как, например, массовые захоронения. Отмеченная невозможность учета срока давности по преступлениям, совершенным в Чечне, ясно говорит, что кому-нибудь из российских политиков рано или поздно придется нести ответственность. Ведь никто в Европе не дает гарантий, что дела "а-ля Милошевич" не будут воспроизведены, на этот раз в России. В резолюции также содержится упоминание о необходимости европейского присутствия на Северном Кавказе, что следует, по-видимому, квалифицировать как вмешательство во внутренние дела России к признанию Чечни субъектом международного права.

Особое место на сессии ПАСЕ занял приезд в Страсбург представителя Масхадова Ахмеда Закаева. Сенсационные результаты его поездки, похоже, были неожиданными, прежде всего для него самого. Это и встреча с председателем ПАСЕ Петером Шидером, и роспись Закаева в книге почетных гостей, и беседы с генеральным секретарем ПАСЕ Бруно Халлером и лордом Джаддом. Но, чтобы окончательно не ссориться с Россией, Шидер призвал представителей Масхадова к прекращению боевых действий и заявил, что прием Закаева ни в коем случае не означает признания независимости Чечни.

Представитель Масхадова отказался участвовать в работе общественного консультативного совета по Чечне, созданного при совместной рабочей группе "Дума-ПАСЕ", справедливо указав на печальный опыт уже отработавших подобных структур. ПАСЕ поддержала создание этого совета и призвала принять участие в его работе представителей г-на Масхадова. Однако ассамблея по-прежнему настаивает на том, что альтернативы переговорам без предварительных условий нет и только они являются условием достижения мира.

Закаев в Страсбурге не стал встречаться с Рогозиным, как ему предлагали руководители ПАСЕ. Он по-прежнему, хотя и без особой надежды, ждет продолжения контактов с полпредом президента РФ Виктором Казанцевым, поскольку даже самая кипучая деятельность депутатов ни на шаг не приближает Чечню к миру. Кстати, в эти дни нанесен удар не только по парламентской внешней политике России. В Вашингтоне, в госдепе США принят называющий себя министром иностранных дел Чечни Ильяс Ахмадов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1642
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1024
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
741
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1014

Другие новости