Мировая конъюнктура сегодня явно благоприятствует обоим кремлевским начинаниям: и "укреплению вертикали власти", и "наведению бюджетной дисциплины". А без подобного "укрепления" и "наведения" нельзя даже подступаться к основной проблеме современной российской экономики - ее низкой эффективности.
Ясно, что неэффективность нашего производства - лишь следствие неэффективного использования имеющихся ресурсов: трудовых, природных и финансовых. Что означает среди прочего и явное неумение управлять государственной собственностью (на эти самые ресурсы), причем как государства в целом, так и его конкретных представителей - в частности.
С точки зрения политической целесообразности проблема повышения эффективности использования ресурсов хороша тем, что она не только всем очевидна, но и решаема.
Поднять эффективность экономики можно только в том случае, если политика монетаризма будет распространена на область не только финансовых, но и природных ресурсов.
Монетаристский подход, как известно, предполагает, что прирост выпускаемых в обращение наличных денег (при небольшой инфляции) должен строго соответствовать приросту производимой в стране продукции. (Что вполне понимал еще товарищ Сталин и внимательнейшим образом следил за этим соответствием.)
С точки зрения эффективного использования ресурсов прирост вовлекаемых в производственный оборот природных ресурсов также должен в целом соответствовать приросту выпускаемой продукции. Это необходимое условие эффективности производства. Для выполнения этого условия государство должно вполне последовательно действовать в нескольких направлениях.
Прежде всего требуется произвести тривиальный учет собственности, имеющейся в распоряжении государства (включая государственное имущество и природные ресурсы). После этого нужно создавать новую национальную валюту, обеспечением которой послужит учтенная государственная собственность. Одновременно с этими шагами следует разработать систему платы за пользование государственным имуществом и природными ресурсами (арендные и рентные платежи).
Затем, постоянно уточняя уровень арендных и рентных платежей, можно корректировать курс национальной валюты. И лишь при введении в оборот вновь открываемых или создаваемых ресурсов этот курс должен радикально меняться. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что многочисленные государственные органы, занимающиеся учетом национального богатства (Министерство по налогам и сборам, Государственный комитет по статистике, Минприроды, Минтруда, Минимущество и т.д.), сегодня совершенно разобщены. Они попросту не могут последовательно проводить в жизнь единую государственную политику в сфере ресурсопользования. Целесообразно объединить их в единый орган исполнительной власти - что-то вроде Министерства государственных тарифов.
Предлагаемая стратегия экономического развития позволяет уже в ближайшее время повысить эффективность управления государственной собственностью. Причем как объектами со 100-процентным государственным владением, так и госпакетами акций. Сейчас тысячи государственных унитарных предприятий - ГУПов - могут подвергаться банкротству (с целью продажи кредиторам по бросовым ценам), а госпакеты не приносят государству дивидендов (даже если это акции "Газпрома" или "Норильского никеля").
Чтобы прекратить эту практику размывания государственной собственности, достаточно ввести правило, согласно которому кредитование ГУПов другими участниками рынка может осуществляться только в форме арендных платежей за пользование госсобственностью; а выкуп госпакетов заменяется их арендой.
В современных условиях РФ аренда является наименее рискованным - как для государства, так и для частного инвестора - способом "мягкой" приватизации. Можно только пожалеть о том, что робкая попытка развития арендных отношений, предпринятая в перестроечную пору, не получила дальнейшего развития; и в начале 1990-х годов правительство РФ сломя голову бросилось в "ваучерную приватизацию". То, что приватизация была проведена ведомством Чубайса из рук вон плохо, - не берется оспаривать никто. Видно, что она породила гораздо больше проблем, нежели решила. (Одна из таких проблем - появление на ряде приватизированных предприятий совершенно неэффективных частных собственников.) В то же время волевая отмена ее итогов - с целью даже начать все сызнова и по справедливости - сегодня явно нецелесообразна, причем по совокупности причин.
Правда, в России все еще чрезвычайно много неприватизированной госсобственности разного рода (прежде всего природных ресурсов). Исторически так сложилось, что в России большая часть активов (явно более 90%) все еще находится в руках государства. И было бы уже совершенной глупостью пытаться срочно приватизировать их за вполне символические деньги. Несимволических, по-настоящему больших денег в стране попросту нет, и никаких таких иностранных инвестиций явно не предвидится: никто не торопится нас скупать. В этих условиях единственным разумным выходом из положения "казнить нельзя помиловать" может стать осознанный переход кремлевского руководства к развитию аренды.
Именно арендной форме собственности следует придать значение регулятора (буфера), способного гасить противоречия между полюсами (частной и государственной формами собственности). Ведь в зависимости от экономического положения в стране арендной собственности может быть то больше, то меньше - за счет изменения объемов двух других форм собственности. (Успешные арендаторы могут ведь и выкупать арендованную собственность, а неудачливые - возвращать ее государству; в иных случаях частные собственники, в свою очередь, могут переходить на положение арендаторов, а то и наемных менеджеров - если это будет им выгоднее.)
Таким образом, власть сумеет избежать как пугающей национализации неэффективной частной собственности, так и поспешной приватизации обесцененных (с помощью разнообразных сомнительных процедур) государственных активов.
Кроме того, начинать хозяйствовать на условиях аренды можно с меньшим риском и без больших финансовых накоплений. То есть к самостоятельной хозяйственной деятельности удастся привлечь гораздо большее количество людей, нежели сегодня. Что для нас жизненно важно в условиях отсутствия в стране дешевого кредита. Из-за чего многие потенциальные предприниматели вынуждены довольствоваться в лучшем случае местами "менеджеров по торговле".
В условиях же нарастающего дефицита ресурсов в мире развитие арендных отношений - вообще единственно эффективный способ хозяйствования. Ведь регулярно поступающие от предприятий арендные (и рентные - для ресурсопользователей) платежи - основа стабильного инвестирования в развитие экономики и в обновление производственных фондов.