-Александр Альбертович, позади ряд бурных избирательных кампаний в регионах. И Центризбирком каждый раз оказывался в эпицентре скандалов. Это что, уже стало системой, свидетельством несовершенства избирательного законодательства?
- Я не думаю, что все шумные предвыборные кампании в регионах уже позади. В этом году уже прошло четыре кампании по выборам глав исполнительной власти - в Якутии, Адыгее, Алтае и Кабардино-Балкарии, осталось еще восемь. К этому нужно прибавить выборы в двадцати законодательных органах субъектов Федерации. Конечно, итоги мы для себя подвели и уроки вынесли. В том числе и из "обливания грязью" Центризбиркома, что в якутсткой ситуации происходило, как и в большинстве случаев, незаслуженно. Чтобы устранить негативные явления на региональных выборах, мы предложили внести ряд изменений в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан. В этом вопросе мы находим большую поддержку со стороны Конституционного суда России. К примеру, мы неоднократно ставили вопрос о том, что нельзя лишать кандидатов права кассационного обжалования решения судов. И КС 25 декабря поддержал нас в этом, приняв соответствующее постановление. Кроме того, необходимо значительно сократить и конкретизировать основания, по которым можно отказывать или снимать кандидата с регистрации. Их, как показывает практика, сегодня слишком много, к тому же они слишком расплывчаты, что порой приводит к неправильному применению их избирательными комиссиями и судами, как следствие порождает скандалы на выборах. В январе Конституционный суд определил, что в случае установления незаконности снятия кандидата с предвыборной дистанции (и это устанавливается после выборов), это может быть основанием для отмены результатов выборов. Поэтому Конституционный суд указал, что обеспечение своевременного, до проведения голосования, восстановления нарушенных избирательных прав требует дополнительных законодательных мер, которые препятствовали бы необоснованному отказу в регистрации кандидата в депутаты, либо аннулированию уже осуществленной регистрации. Сейчас уже заканчивается работа по обобщению всех поправок к закону об основных гарантиях избирательных прав, и в феврале можно будет ожидать его принятия. Именно этот документ будет базовым для федеральных законов и о выборах депутатов Госдумы, и о выборах президента, и о выборах в субъектах РФ.
- Коммунисты уже заявили, что в связи с упомянутым вами постановлением КС, предоставляющим возможность отмены итогов голосования, они намерены добиться пересмотра результатов ряда выборов. В частности, в Ростовской области. Каковы, на ваш взгляд, перспективы подобной затеи и кто теперь может воспользоваться этим решением КС?
- Во-первых, это решение прежде всего обращено на перспективу. Оно вступает в действие только после опубликования. И это надо учитывать избирательным комиссиям и судам. В то же время можно говорить и об обратной силе этого постановления. Но здесь все не так понятно и ясно. По делу самого заявителя Александра Траспова Конституционный суд вынес решение, что он имеет право обратиться в суд общей юрисдикции за защитой своих нарушенных прав. Траспов, как установлено ВС, уже после выборов депутатов Госдумы, незаконно был лишен права быть кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу # 55 Ставропольского края. Что касается других случаев, то, к примеру, по федеральным выборам я могу назвать лишь один подобный инцидент. Это Самарская область, где была похожая ситуация. Там тоже Верховный суд РФ признал незаконным снятие Альберта Макашова уже после выборов. А если говорить про случай в Ростовской области, то судебного решения о том, что кандидат от КПРФ Леонид Иванченко был незаконно снят с регистрации, не существует.
- В истории с бывшим президентом Якутии Михаилом Николаевым закон так и не сказал своего окончательного слова. Не проще ли в таком случае попросту назначать губернаторов?
- При всей некрасивости ситуации, которая была на выборах в Якутии, она разрешена не только политическим путем. Я имею в виду, что Николаев сам снял свою кандидатуру. После длительных проволочек вопрос был решен в правовом порядке: Верховный суд республики все же рассмотрел жалобу по поводу незаконности регистрации Николаева и удовлетворил ее, отменив постановление избирательной комиссии Якутии. А что касается предложения о назначении губернаторов, которое периодически "всплывает", то такой подход с точки зрения права имеет право на жизнь. Но для демократии, для системы управления государством, я думаю, он будет иметь самые негативные последствия. Тогда все "подковерные механизмы", действующие сейчас эпизодически, заработают в полном объеме, а народ будет исключен из процесса формирования власти. В советский период уже действовала практика назначений руководителей исполнительной власти, и она показала неэффективность. Да и сегодня достаточно посмотреть, сколько критики идет по отношению к формированию Совета Федерации через назначение.
- Вы имеете в виду персональный состав верхней палаты парламента?
- Да. Хотя пока рано критиковать Совет Федерации, так как он только приступает работе в новом составе.
- То есть вы тоже выступаете за выборность Совета Федерации?
- Природа выборов предусматривает возможность защиты от узкокорпоративных интересов при назначении на высокий пост, будь то губернатор или сенатор, через открытость и публичность всех избирательных действий и процедур, в которых участвует и принимает решение народ. Она в какой-то мере страхует и от коррумпированности нашу власть. Если же мы откажемся от выборов губернаторов, то коррупция получит дополнительный стимул для развития.
- Но ведь и в составе назначаемого Совета Федерации около 60% выходцев из бизнеса, и руководящие посты в регионах за последнее время занял ряд крупных бизнесменов.
- В случае с Советом Федерации решение принимают губернатор и узкий круг приближенных к нему лиц, и назначенцы зависят только от них. А в ситуации, допустим, с Вячеславом Штыровым в Якутии и Хазретом Совменом в Адыгее именно большинство избирателей в конечном итоге признали их в качестве глав регионов, выбрали их из кандидатур, которые были выдвинуты. Кроме того, избранный губернатор берет на себя определенные моральные обязательства перед гражданами субъекта РФ. Ему придется через четыре года отчитаться перед избирателями, если он захочет еще раз претендовать на этот высокий пост, и только при их поддержке будет повторно избран.
- Намерен ли ЦИК выступить с какими-то предложениями по изменению порядка формирования СФ?
- В будущем мы этого не исключаем. Но дело в том, что ЦИК стремится не втягиваться в политические дискуссии, в том числе и по вопросам принципов формирования власти. Менять нынешнюю систему формирования СФ или нет - это политический выбор. Если же спросят наше мнение в качестве экспертов, мы приведем все плюсы и минусы. И если уж будет принято политическое решение о том, что верхнюю палату надо выбирать, то относительно процедуры выборов мы будем обязаны занять активную позицию. Тем более что именно нам придется потом применять этот закон.
- Сейчас снова возникли разговоры о том, что в Конституцию надо вносить некоторые поправки.
- Конституцию когда-нибудь менять действительно все-таки придется. Но я придерживаюсь позиции, что перезревших проблем, которые требуют изменений в Основной закон, пока не существует. Восемь лет работы Конституции - это все же небольшой период истории. Тем более что потенциал существующей Конституции, в том числе и через те толкования, которые может делать Конституционный суд, полностью не исчерпаны.
- Чем, с вашей точки зрения, закончится история с Сергеем Хетагуровым?
- Для того чтобы защищать свои права в Верховном суде у Хетагурова есть все возможности. Все-таки ситуация на выборах в республике значительно отличается от ситуации в других регионах. Там в ряде случаев решение принималось за два-три дня до дня голосования, когда даже физически не оставалось времени что-то изменить. А решение о снятии с регистрации Хетагурова принято почти за две недели до даты выборов. У него есть право на кассационное обжалование, и, судя по поступающей информации, он хочет его использовать. Если он все сделает в последние дни, то Верховный суд уже не сможет рассмотреть его кассационную жалобу. Ее нужно подавать незамедлительно, иначе время будет работать против него. Но у меня уже сейчас возникают вопросы к Хетагурову и его сторонникам. Во-первых, у него еще было право на обжалование решения суда в части обращения его к немедленному исполнению. Но почему-то жалоба по этой проблеме до сих пор не вносится. Так что в этой истории не так все просто. Порой некоторые кандидаты и политические партии и не ставят перед собой цель быть избранными. Или пытаются быть избранными путем специально создаваемых политических скандалов.