Конкурс, которого может не быть
Обычная процедура конкурса выглядит следующим образом. Прием документов от претендентов прекращается за три недели до заседания конкурсной комиссии. Дата проведения конкурса должна быть опубликована в "Российской газете". Члены комиссии сами определяют форму голосования: простым большинством или квалифицированным. В случае если голоса разделяются поровну, решающее слово принадлежит председателю. Для кворума необходимо присутствие по крайней мере пяти человек - простое большинство.
Условия конкурса на "шестую кнопку" также остаются прежними. Пожалуй, единственное ограничение для участников состоит в том, что канал, претендующий на федеральную частоту, должен быть общественно-политическим, а не специализированным. Например, известно, что руководство НТВ+ добровольно отказалось от участия в конкурсе на частоту ТВ-6, согласившись лишь на временное вещание. Заявки участников должны подкрепляться доказательствами, что у претендентов есть деньги. Таким своеобразным цензом в случае с частотой ТВ-6 станет сумма в 1 млн. долл., которую предстоит заплатить победителю. Кстати, эта сумма совпадает с тем "лицензионным взносом", который в 2000 году заплатили за вещание на своих частотах ОРТ и ТВЦ. Для региональных частот ценз обычно меньше - в некоторых случаях он может составлять сумму до полутора тысяч рублей.
Как сообщил на днях первый замглавы Минпечати Михаил Сеславинский, миллион долларов не является рыночной стоимостью лицензии ТВ-6 - "это достаточно крупная сумма, которая, с одной стороны, демонстрирует инвестиционную емкость компании, претендующей на право осуществления вещания, а с другой - не является катастрофически большой для крупных компаний, которые хотели бы получить это право на вещание". Однако, по мнению независимых экспертов, такая постановка вопроса вообще некорректна. Как заявил "НГ" руководитель института проблем информационного права Андрей Рихтер, такое понятие, как "рыночная стоимость", вызывает сомнения с юридической точки зрения, потому как телеканал лицензию не покупает.
В Минпечати подчеркивают, что конкурс не может превратиться в аукцион, поскольку комиссия должна оценить содержательность программ, грамотность техническо-экономического обоснования и, прежде всего, творческий потенциал участников, которые должны представить "четко продуманную концепцию". Имена претендентов на частоту ТВ-6 не разглашаются. Как утверждают в Минпечати, обычно участники просят комиссию их не называть, потому что в случае проигрыша хотят сохранить лицо.
Однако в вопросе о конкурсе может разгореться нешуточный юридический спор. Так, по словам Андрея Рихтера, с 11 февраля отменяется прежний порядок лицензирования. В новом законе схема доступа к эфиру прописана очень нечетко. Его должно курировать Минсвязи, которое распределяет частоты. По словам Рихтера, ситуация может сложиться так, что конкурс, объявленный Минпечати на "шестую кнопку", вообще "будет незаконным", лицензия никому ничего не даст, а конкурсная комиссия вообще "не имеет права собираться". То же мнение высказал секретарь Союза журналистов России, один из авторов закона о СМИ в России Михаил Федотов, по мнению которого, Минпечати загнало себя в тупиковую ситуацию. Закон об отдельных видах лицензирования не распространяется на телерадиовещание. Однако с этим мнением в Минпечати не согласны и намерены руководствоваться законом о СМИ.
Цена "шестой кнопки"
Реальная цена ТВ-6 стала понятна только с закрытием телеканала. Она определяется не рыночной стоимостью его чистых активов, не доходами от рекламы и даже не рейтингом. Эти критерии могут действовать лишь в том случае, если в стране действует несколько реально независимых телеканалов. Если же национальное телепространство заполняют только государственные или полугосударственные СМИ, исчезает критерий проверки истинности выдаваемой в эфир информации, вне зависимости от того, кто возглавляет тот или иной телеканал. В первую очередь это касается телезрителей, которые в 21.00 могут посмотреть только информационный выпуск ОРТ, а в 23.00 им не остается ничего, кроме как включить вторую кнопку.
Цену ТВ-6 в ближайшее время могут ощутить на себе не только телезрители, но и сами телевизионщики. Отключение команды Киселева от эфира ставит под удар и его коллег с НТВ. До сих пор информационная свобода ТВ-6 фактически определяла "границы дозволенности" и для "четвертой кнопки". Теперь же информационную политику НТВ можно сравнивать только с линией государственных телеканалов, и любое отклонение от заданной траектории, будь то интонации сюжетов о ситуации на Северном Кавказе или хронометраж интервью с опальными олигархами, вполне может быть воспринято как "раскачивание" стабильного телепространства со всеми вытекающими последствиями. Однако вместе с появлением вполне реальных рисков возрастает и цена канала НТВ, который "Газпром", владеющий 65% акций телеканала, никак не может подготовить к продаже.
На Западе, где по состоянию свободы слова привыкли оценивать и уровень демократии, события вокруг ТВ-6 вызвали негативную реакцию. Вчера генсек Совета Европы Вальтер Швиммер выразил обеспокоенность в связи с решением о фактическом закрытии этого телеканала, заметив, что Совет Европы "ждет от российских властей разъяснений по поводу произошедшего". Пресс-секретарю госдепартамента США Ричарду Баучеру, по его словам, "временами четко казалось", что в России существует "политическое давление на судебный процесс против независимых СМИ" и случай с ТВ-6 не исключение. А министр иностранных дел Германии Йошка Фишер назвал закрытие ТВ-6 "серьезным ударом по плюрализму российских СМИ".