Вопреки традиции состоявшееся вчера открытое пленарное заседание Конституционного суда изобиловало многочисленными сюрпризами. Именно на этом совещании должен был рассматриваться широко разрекламированный президентом Чувашии Николаем Федоровым запрос о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти".
Напомним, что этот закон, подписанный в августе 2000 года, был одним из тех самых трех президентских законопроектов по укреплению вертикали власти, благодаря которым полностью изменился порядок формирования Совета Федерации, а губернаторские полномочия серьезно урезаны. В свое время президентский пакет вызывал жаркие дискуссии в российском парламенте, а поправки в положение "Об общих принципах организации" спровоцировали чувашского президента подать запрос в КС. Федоров оспаривал нормы, позволявшие президенту распускать законодательные собрания субъектов РФ и отстранять от должности глав регионов за принятие законов, противоречащих федеральному законодательству.
Вместе с председателем Мосгордумы Владимиром Платоновым Николай Федоров почти полгода резко критиковал президентские законы. Затем он подал запрос в КС, настаивая на необходимости изъятия этих правовых норм как неконституционных. Однако пока запрос Федорова стоял в очереди на рассмотрение судом, в Чувашии наступил срок президентских перевыборов. 16 декабря прошлого года Федоров в очередной раз стал главой региона. И примерно тогда же, в середине декабря, в КС скромно, без всякой шумихи в прессе, поступило письмо от чувашского президента, в котором он без каких-либо внятных объяснений отзывал свое заявление.
Впрочем, рассматриваться запрос Федорова должен был вместе с запросами Госсовета Адыгеи и Госсобрания Якутии. Но концепция явно изменилась и в Адыгее, где неделю назад сменился глава региона. Видимо, по этой причине представители республики в суд не пришли и независимость субъектов Федерации от Центра пришлось отстаивать исключительно якутам. В суде якутские законодатели заявили, что Конституция РФ предполагает иные, чем в данном законе, виды публично-правовой ответственности и президент России не имеет права распускать региональные парламенты. А народный депутат Якутии Александр Ким-кимэн и вовсе перешел от обсуждения правовых норм к оценке "политического давления" Кремля на регионы. Депутат утверждает, что "приведение якутской Конституции до буквального соответствия с Конституцией РФ абсурдно в принципе", и напомнил о советских конституциях, когда все региональные основные законы "были похожи, как матрешки". После перерыва заседания Ким-кимэн продолжил свое выступление, заявив, что конституционная зачистка "опасна так же, как и зачистка в Чечне". Двое коллег, также представлявших Якутию, поддержали его мнение.
Решение по этому делу КС должен вынести через две-три недели, и, хотя предсказать его невозможно, трудно не провести аналогии с оглашенным вчера же утром постановлением о нормах Конституции Татарстана и Закона "О выборах народных депутатов Республики Татарстан". Суд признал неконституционным ценз оседлости при выборах депутатов татарского парламента, а также потребовал пересмотра соответствующих положений Конституции Татарстана в течение шести месяцев. Собственно, вся предыдущая практика судебных решений КС показывает, что в выборе между национальным своеобразием и единством Основного закона в КС всегда выбирают Конституцию, даже если это и ущемляет интересы региональных князьков.
Впрочем, на этом сюрпризы вчерашнего заседания не закончились. Вспыхнул конфликт между судьями КС по поводу сроков пребывания в должности, о котором уже писала "НГ". В начале заседания Марат Баглай, как обычно, задал формальный вопрос сторонам об отводе судей. Стороны, как всегда, заявили "нет", но тут вдруг судья КС Виктор Лучин потребовал отвода вице-председателя КС Тамары Морщаковой "по морально-нравственным и этическим причинам". Дело в том, что полномочия конституционного судьи первого состава истекают по достижении им 65 лет. Ожидалось, что Морщакова уйдет из КС еще летом прошлого года, но до сих пор кандидатура нового судьи не внесена президентом, а полномочия уходящего судьи истекают только в тот момент, когда назначен новый. Кроме того, Закон "О Конституционном суде" гласит, что судья не имеет права не принимать участия без уважительной причины более чем в трех заседаниях, и Тамара Морщакова уже полгода вынуждена ходить на заседания и принимать участие в подготовке решений. Все попытки КС получить внятный ответ из кремлевской администрации закончились ничем. И вот вчера состоялась попытка изгнать одного из самых опытных и уважаемых юристов из зала заседаний, хотя до сих пор КС никогда не выносил свои конфликты на публику. Конфликт закончился голосованием судей, и Тамара Морщакова осталась на своем месте. Но вопрос о судебной реформе и сроках пребывания судей в своей должности так и остается открытым.