Обновление состава Совета Федерации и принятие нового регламента работы верхней палаты, конечно, не могло не отразиться на деятельности всего Федерального собрания. Тем более что энергичный и амбициозный спикер СФ Сергей Миронов продолжает выступать с глобальными личными инициативами, затрагивающими и действующую вертикаль власти, и Конституцию России.
На открывшемся вчера в Государственной Думе первом совещании представителей законодательных органов госвласти субъектов Федерации Сергей Миронов предложил сделать верхнюю палату парламента координатором законотворческой деятельности регионов. По его словам, это будет способствовать единству законодательной системы государства, которая сегодня оставляет желать много лучшего из-за существующих противоречий между федеральными и региональными законами. Миронов призвал присутствовавших на совещании региональных законодателей присылать свои инициативы на Большую Дмитровку, чтобы их там доводили до ума и вносили в нижнюю палату или от имени отдельных сенаторов, или от СФ.
Однако спикер Госдумы Геннадий Селезнев, не отвергая саму идею постоянно действующего координационного органа, каким и может стать рабочее совещание представителей Законодательных собраний регионов и российского парламента, считает, что его нельзя создавать ни при председателе Госдумы, ни при председателе Совета Федерации. Это рабочее совещание, по мнению Селезнева, должно проводиться раз в полгода на базе всего Федерального собрания и проходить попеременно - то в Думе, то в СФ с участием представителей президента, правительства и других субъектов законодательной инициативы.
Этот не яркий, но вполне очевидный конфликт руководителей двух палат российского парламента фактически подтверждает подозрения многих аналитиков о намечающейся попытке перераспределения полномочий между Госдумой и Советом Федерации. Хотя и Миронов, и Селезнев постарались опровергнуть эти слухи, назвав их "досужими вымыслами". Спикер СФ заявил, что подобные разговоры ведутся теми, кому не нравится тенденция более тесного и активного сотрудничества двух палат, а спикер Госдумы подчеркнул, что у каждой палаты есть свои, определенные Конституцией и федеральными законами полномочия, и никому не позволено их менять. Согласно статьям 104 и 105 Конституции РФ все законопроекты вносятся именно в Государственную Думу, и уж только потом, после их принятия, они в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Вполне возможно, что новый глава верхней палаты Сергей Миронов хочет просто помочь свои коллегам по парламенту навести порядок в законотворчестве, не меняя при этом Основной закон государства. Ведь думцы просто задыхаются от обилия законодательных инициатив, в том числе и идущих с мест. По словам Селезнева, на весенней сессии 2001 года в Думу было внесено 90 законопроектов от региональных парламентов, на осенней сессии их число достигло уже 96, а до парламентских каникул в нынешнем году депутатам предстоит рассмотреть более 120 вариантов разнообразных законов, которыми фонтанируют парламенты из российской глубинки. При этом спикер Госдумы сетует, что в большинстве случаев законодательные инициативы с мест либо дублируют предложения президента, правительства и депутатов парламента, либо вообще не соответствуют требованиям Конституции и регламенту нижней палаты. Чтобы этого впредь не было, чтобы все депутаты всех уровней не работали вхолостую, и проводится, по словам Селезнева, "незамаскированная попытка создать некую вертикаль законодательных органов власти" наподобие уже существующей исполнительной вертикали.
Вот тут и встает вопрос о самых главных звеньях первой вертикали, то есть о полпредах президента. Именно им было поручено приводить действующие в регионах законы в соответствие с федеральными, а стало быть, именно они и должны контролировать выход тех или иных законов в местных парламентах. Практически все законопроекты, которые сегодня принимаются на региональном уровне, должны иметь соответствующую визу окружного полпреда. И если законодатели двух палат решили вдруг строить свою вертикаль, значит, полпреды с этим делом не справляются. Может быть, вообще не полпредское это дело - контроль за законотворчеством.
Не исключено, что такая мысль и посетила главу Совета Федерации Сергея Миронова, который выступил с инициативой создания координационного органа законодательной деятельности регионов именно на базе верхней палаты. Тем более что в отличие от думцев у нынешних сенаторов есть все реальные возможности и контролировать, и лоббировать этот процесс. Ведь новый Совет Федерации, состоящий из представителей трех групп - законодательной региональной власти, исполнительной и бизнеса, как раз заинтересован в том, чтобы некоторые законопроекты с мест обретали силу федеральных законов. И если в споре с нижней палатой парламента за право руководить этой законодательной деятельностью Сергею Миронову мешает Конституция России, то перестроить политическую ситуацию в свою пользу в отношениях с полпредами ему ничто не мешает.