Командующий Оперативной группой российских войск (ОГРВ) в Приднестровье генерал-лейтенант Валерий Евневич был назначен заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками РФ. Отныне он станет командовать всеми миротворческии силами России. Это означает, что политическое и военное руководство страны настолько высоко оценило результаты деятельности генерала Евневича на прежней должности, что сочло возможным доверить ему проведение аналогичных щекотливых операций на Балканах, в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
И это, по-видимому, вполне справедливо, поскольку после 1999 г., когда на Стамбульском саммите ОБСЕ Россия взяла на себя обязательство вывести армейскую группировку из Приднестровья до конца 2002 г., миссия Валерия Евневича из плоскости сугубо военной перешла в плоскость скорее дипломатическую. Основная проблема, с которой при этом столкнулось командование ОГРВ, - резко негативная реакция самопровозглашенной ПМР, изначально воспринявшей решения Стамбульского саммита как "предательство" со стороны Москвы. Ситуация еще более осложнилась после того, как с приходом к власти в Кишиневе нового коммунистического правительства и без того напряженные отношения метрополии с мятежной провинцией еще более обострились. Эксперты заговорили о вероятности возобновления военных действий, молдавский президет Владимир Воронин достаточно прозрачно намекнул Москве на необходимость "одернуть" несговорчивое тираспольское руководство, а население ПМР стало блокировать российские воинские эшелоны, увозящие на север войска и боеприпасы.
После того как замминистра обороны РФ Владимир Исаков подписал в прошлом году с приднестровским правительством протокол об условиях вывоза боеприпасов из региона, россиянам удалось отправить три эшелона с ракетами от РСЗО "Ураган", снарядами и другими боеприпасами. Затем процесс вновь застопорился: четвертый эшелон не выпускали из Приднестровья более месяца, поскольку, по мнению официального Тирасполя, российская сторона нарушила условия предыдущей договоренности. И лишь визит очередной представительной военной делегации во главе с замначальника Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ генерал-лейтенантом Геннадием Баевым помог преодолеть разногласия. И хотя вывоз боеприпасов пока не возобновился, есть надежда, что то произойдет уже в ближайшие дни.
Уступчивость приднестровского руководства в данном вопросе обошлась недешево: Россия обязалась заплатить 100 млн. долл., правда, не живыми деньгами, а в счет компенсации задолженностей за поставляемый в регион газ. Кроме этого, Москва должна предоставить Тирасполю в качестве технической помощи "узлы и агрегаты утилизированной военной техники для использования в мирных целях". Хотя вряд ли можно уверенно утверждать, что переданные Тирасполю остатки военной техники будут использоваться только в невоенных целях. В Приднестровье достаточно промышленных предприятий, на которых их можно вновь превратить в предметы военного назначения. Ведь ПМР, как известно, не намерена поступаться суверенитетом и будет защищать свою фактическую независимость.
Однако для России фактор приднестровской независимости уже не имеет такого значения, которое он имел 10 лет назад, в разгар конфликта. Ведь даже свою военную технику и вооружения ОГРВ в ПМР согласно Стамбульским соглашениям, она уничтожила уже к концу 2001 г. Хотя по заключительному акту Конференции государств - участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе Москва имела право их не только уничтожать, но и вывести в Россию. Однако власти ПМР не дали ей этого сделать. Лишь небольшое количество военной техники, преимущественно инженерной, было доставлено в Россию. А современные танки и БМП (всего 364 единицы) пошли под пресс.
Фактически России, чтобы не ударить в грязь лицом перед ОБСЕ, пришлось пожертвовать частью своего военного потенциала. Однако в отношении боеприпасов положение оказалось более выгодным. Всего на складах ОГРВ их находится порядка 42 тыс. т. Более половины из них (те, которые относительно новые и крайне нужны, скажем, на Северном Кавказе) она должна вывезти на свою территорию, остальные - уничтожить на месте. Благо, в этом деле Москве помогают ОБСЕ и ЕС.
Между тем остается непонятным, кто после ликвидации ОГВР будет обеспечивать сохранение мира в регионе. Так или иначе, эта проблема в обозримой перспективе сохранит свою актуальность. И участвовать в ее разрешении, сочетая военные подходы с дипломатическими, придется отныне генерал-майору Борису Сергееву, который назначен командующим российской группировкой в регионе. Как бывший начальник штаба ОГРВ он хорошо знаком с местными военно-политическими реалиями, и надо надеяться, что генерал Сергеев сумеет обеспечить выполнение существующих соглашений и договоренностей.