Собравшиеся вчера на первое после зимних каникул заседание Государственной Думы депутаты начали с утверждения окончательного варианта программы собственной законотворческой деятельности.
Как и предполагалось, второе чтение закона об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ перенесено с января на февраль - согласование довольно объемного текста этого документа потребовало дополнительного времени. В программе также появилась представленная правительством в самом конце 2001 года новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве). Данный законопроект, как утверждают представители кабинета министров, должен привести механизм объявления предприятия банкротом в соответствие с современными реалиями, поставить преграду фальшивым банкротствам, а также обеспечить защиту юридических лиц от использования данной процедуры в борьбе за передел собственности. Соответствующая дискуссия на пленарном заседании запланирована на март.
Вчерашнее же пленарное заседание нижней палаты стало своего рода разминкой после долгих праздников. Депутаты, к примеру, без долгих дискуссий поправили Уголовный кодекс, модернизировав понятие контрабанды и повысив за нее ответственность, а также записали в этом документе новую формулировку статьи о необходимой обороне. Теперь любой человек, против которого применяется насилие или этим насилием ему угрожают, имеет право причинить нападающему любой вред, не задумываясь особо, являются ли его ответные действия адекватными угрозе или нет. В УК, впрочем, сохранено уточнение на тот счет, что если посягательство на личность и ее права с насилием или его угрозой связаны не были, то пределы необходимой обороны превышать все-таки нельзя.
Недолгий, на зато довольно интересный спор возник между представителем президента на Охотном Ряду и председателем думского комитета по делам общественных объединений при обсуждении законопроекта об изменениях закона об общественных объединениях, которые необходимо было сделать после того, как вступил в силу закон о политических партиях. Александр Котенков настаивал на том, чтобы в обязательном порядке были приняты те поправки президента, которые сводят суть законопроекта к двум положениям: политическая партия является особым видом общественного объединения, а эта особенность регулируется специальным законом. Виктор Зоркальцев же убеждал коллег в том, что выделять политпартии в отдельную категорию общественных объединений нельзя, потому что потом аналогичного выделения потребуют, например, профсоюзы, религиозные организации и все остальные. Понятно, что победила точка зрения президентской стороны, а не члена фракции КПРФ: необходимые поправки были приняты, а сам законопроект получил 379 голосов.
Вчера же депутаты наконец добрались до уже давно подготовленного постановления о первоочередных мерах в связи с решением США об одностороннем выходе из Договора по ПРО 1972 года. В конце прошлого года нижняя палата принять его не успела, но, по уверениям председателя думского комитета по обороне Андрея Николаева, актуальности документ все же не потерял. Заметим, что это скорее всего действительно так, потому что ничего конкретного в его тексте нет. Депутаты просто вспомнили закон о ратификации Договора об СНВ-2, который вступил в силу в мае 2000 года, где Россией были сделаны некоторые оговорки - в частности, о неких исключительных обстоятельствах, наступление которых позволило бы ей отказаться от исполнения обязательств по СНВ-2. В своем вчерашнем постановлении Дума указала, что односторонний выход американцев из ПРО как раз и является таким исключительным обстоятельством, и попросила президента обеспечить "безотлагательные консультации с палатами Федерального собрания по вопросу обеспечения национальной безопасности РФ и сохранения стратегической стабильности".