До сих пор Владимир Путин претендовал на налаживание почти личного диалога с лидерами западных стран. Вчера же российский президент сделал заявку и на сближение со странами бывшего соцлагеря. Для Путина Восточная Европа началась с Польши, куда он прибыл вчера с официальным визитом. Московские дипломаты, обычно избегающие излишне оптимистичных оценок, о вчерашнем событии говорили не иначе как о "политическом прорыве".
Владимир Путин и президент Польши Квасьневский сошлись во мнении, что этот визит должен стать переломом в отношениях государств после сложного периода 90-х годов. Как бы подчеркивая этот контракт, главы государств вели свои переговоры в том самом зале, где когда-то возник Варшавский договор.
Политическому сближению Москвы с Варшавой во многом способствовали объективные события. Например, экономика Польши уже успела ощутить на себе все минусы политического выбора прежнего правительства и сделать ставку на диалог с ЕС и НАТО в ущерб отношениям со своими восточными соседями.
Новый этап отношений России и Польши, по словам президентов, должен развиваться в атмосфере делового прагматизма и равноправия. Это касается как собственно двусторонних отношений, так и взаимодействия стран в рамках диалога с НАТО и ЕС, в том числе и по калининградскому вопросу. По словам Александра Квасьневского, вступление Польши в эти структуры не должно негативно сказаться на ее восточных соседях - не только на России, но и на Белоруссии и Украине.
"Политический прорыв" дипломаты декорировали многозначительными подтекстами. Владимир Путин передал своему польскому коллеге документы, касающиеся деятельности Владислава Сикорского, генерала и главы эмиграционного правительства Польши. Кроме того, вчера президенты посещали концерт польской и русской музыки в варшавском Большом театре. А сегодня, 17 января, в годовщину освобождения столицы Польши советскими войсками, Путин и Квасьневский посетят кладбище героев Советской армии. В Кремле подчеркивают, что это не совпадение, а смысловая нагрузка, и добавляют, что при прежнем руководстве такое было бы просто невозможно.
Тем не менее в отношениях двух стран остается некоторая доля неизбежного напряжения. Президенты затронули вопрос о возможности выплаты российской стороной компенсации полякам, пострадавшим в ходе сталинских репрессий. Еще накануне визита Квасьневский дал понять, что он ждет официальных извинений за события в Катыни, где был уничтожен цвет польской армии. Комментируя эту тему, Путин заявил, что Москва не может ставить на одну доску сталинские репрессии и гитлеровский нацизм. В то же время в России действуют законы, касающиеся реабилитации жертв того времени, и, по словам Путина, польские граждане в частном порядке вполне могли бы этим воспользоваться. Российскому правительству было дано поручение проработать необходимую правовую базу для решения этого вопроса.
Зато поляков особо не интересовала тема Чечни и свободы слова в России в отличие от руководства Франции, с которым Путин провел переговоры накануне своего визита в Польшу. В Париже ему пришлось давать развернутый ответ западному сообществу на эти вопросы. Особенно французов волновали события вокруг телеканала ТВ-6. "Те, кто украл или незаконным путем получил состояния, насчитывающие десятки и сотни миллионов долларов, - это политические деятели. Подчиняя себе СМИ, они защищают не свободу слова, а свои личные коммерческие интересы, - заявил в Париже Владимир Путин. - Чтобы создать базу для по-настоящему свободной прессы, нужно создать экономическую базу собственного развития". О коллективе же ТВ-6 Путин французам и вовсе пообещал заботиться.
С новым "началом" повезло "Газпрому". За день до приезда Путина в Варшаву компания с очередной порцией оптимизма заявила о возобновлении своего сотрудничества с польской корпорацией PGNiG по строительству второй ветки трубопровода Ямал-Европа. Эта магистраль должна доставлять российский газ на Запад в обход Украины.
Учитывая намерения Европы в ближайшие 20 лет вдвое увеличить импорт российского газа, у "Газпрома" может возникнуть серьезная необходимость в дополнительных транспортных мощностях. Кроме того, у второй ветки российского проекта Ямал-Европа на бумаге уже появился более дешевый, хотя и менее мощный конкурент. Экс-премьер Польши Ежи Бузек успел подписать со своим датским коллегой Полом Нирупом Расмуссеном договор между концернами двух стран PGNiG и DONG, в соответствии с которым по дну Балтийского моря в 2003-2004 годах также планируется проложить газопровод. Документ предполагает, что до 2011 года Дания готова поставить Польше до 2,5 млрд. кубометров газа с возможным присоединением к проекту норвежских энергоносителей. Впрочем, нынешний премьер-министр Польши не так давно высказывал критическое отношение к датскому проекту, считая, что российский газ обойдется его стране на 30% дешевле.
Варшава