Большой Восток для России сегодня - это 44 государства и государственных образований в Азиатско-Тихоокеанском регионе (с), на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Центральной Азии, связанных с ней различными отношениями. Индивидуальная роль каждого для России далеко не равнозначна. Есть экзотические государства, в основном места отдыха состоятельной части россиян, а есть и стратегические партнеры, отношения с которыми далеко не "туристические".
После 1991 г. российская восточная политика стала радикально меняться. Россия стратегически ушла из Африки, с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии, предоставив своим "младшим братьям" право выбирать отныне любую ориентацию. В конце минувшего года она покинула свои военные базы на Кубе и во Вьетнаме. Нужен ли Большой Восток России сегодня? На каких приоритетах и по каким векторам должна строиться теперь восточная стратегия?
Рискнем предположить, что задача быстрой интеграции России с группой стран АТР - Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Австралией, Новой Зеландией, Брунеем, Камбоджей, Таиландом и рядом других государств региона - пока только отдаленная перспектива. Как известно, Россия в 1998 г. вступила в АТЭС, усиливает взаимодействие с АСЕАН, другими региональными структурами. Однако этот процесс скорее носит характер больших политических "тусовок", чем реальной интеграции России в азиатскую экономику. Исходя из своих, пока ограниченных, возможностей Россия должна сохранять в этом регионе специализированное "точечное" экономическое присутствие. Например, используя удачный опыт российско-вьетнамской нефтедобычи на шельфе, перспективные поставки военной техники на рынки Малайзии и др.
Второе, более приоритетное направление - развитие отношений с группой восточных государств, близких к ней территориально, либо имеющих с Россией особые исторические и региональные взаимоотношения. В такую условную группу можно занести Индию, Иран, Пакистан, Афганистан, Турцию, ряд арабских стран.
Данный вектор наиболее сложен для России. Так, Индия и Иран являются для нее важными стратегическими партнерами, однако эскалация индо-пакистанских и непростые американо-иранские связи делают позиции России в отношениях с Исламабадом и Вашингтоном достаточно уязвимыми.
Непростые времена переживают российско-иракские, российско-палестинские отношения, в целом связи со странами арабского региона. Примеров много. Главное противоречие здесь в нестыковке геополитических амбиций России как правопреемницы советской сверхдержавы и ее реальных возможностей как большой, но региональной державы.
Стратегия России объективно переместилась из глобальных сфер "сдерживания" США и их союзников на Востоке в сферу борьбы против терроризма, экстремизма, других угроз на ближнем и дальнем постсоветском пространстве. Поэтому третий вектор - ключевой для российских интересов - развитие отношений с нашими ближайшими соседями: Японией, Северной Кореей, Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией. Каждое из названных государств занимает свое, особое место в институциональном, военно-стратегическом и торгово-экономическом "реестре" России. Однако все они составляют единое сопредельное для России пространство, растянувшееся от Курильских островов до Закавказья. Именно здесь наша главная "зона жизненных интересов", основной рубеж обороны и взаимодействия с соседями.
Как это ни парадоксально, но, применительно к российской специфике в понятиях "оборона" и "взаимодействие" нет противоречия. Более того, в широком смысле слова российская граница от Курил до Закавказья - это не только демаркационная линия, но и потенциальная зона российского влияния, способная "перешагнуть" официальные рубежи. В конце XIX - начале ХX вв. Российская империя построила вдоль своей восточной границы от Корейского полуострова до Черного моря систему экономических "сфер влияния". Так, на территории Северо-Восточного Китая действовали российская железная дорога (КВЖД) и русский город (Харбин), во Внешней Монголии, Персии (Иране) и Османской империи (Турции) - филиалы российских банков и торговых фирм. Российский капитализм, не конкурируя на Западе, активно осваивал восточную периферию.
Учитывая небольшие, но стабильные признаки укрепления российской экономики за последнее время, идея подобной зоны влияния может оказаться позитивной не только для России, но и для ее соседей. Так, большие перспективы расширения хозяйственного взаимодействия имеют Сибирь, российский Дальний Восток и северо-восток Китая, особенно в плане реализации газовых и нефтяных проектов. Неиспользованные ресурсы есть в "зоне" Монголия-Восточная Сибирь-Бурятия: развитие животноводства, расширение добычи и производства медно-молибденового концентрата, развитие электроэнергетики и транспортных проектов. Большие резервы хозяйственного взаимовлияния есть и на российско-казахстанском участке.
Новая российская восточная стратегия находится в начальной стадии своего развития и осмысления. С ростом могущества России возможна смена приоритетов. Главное, чтобы Большой Восток не был опять противопоставлен Большому Западу. Подобное противостояние Россия уже прошла в своей внешней и внутриполитической жизни.