Сегодня президент, вернувшийся из блицпоездки в Приморск, где состоялось открытие Балтийской трубопроводной системы, собирает в Кремле своих полномочных представителей. Им предстоит отчитаться перед Владимиром Путиным за свою деятельность в уходящем году, а также выслушать задания непосредственного начальства на будущее.
Уже сейчас понятно, что наступающий год для большинства полпредов будет насыщен настоящими политическими испытаниями. Им предстоит не только начать практическое разграничение полномочий между Центром и регионами, над которым сейчас работает комиссия заместителя главы президентской администрации Дмитрия Козака, но и задуматься об усилении позиций органов местного самоуправления, о чем неоднократно говорилось в Кремле. Последнее заявляется как главная политическая интрига следующего года, которая неизбежно спровоцирует очередную волну губернаторского недовольства.
Время, отведенное на перераспределение властных полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями, ограничено сроками предвыборных кампаний, а потому Москва вынуждена форсировать события. Губернаторов, еще не до конца смирившихся с потерей мест в клубе большой политики на Малой Дмитровке, чем по существу и был Совет Федерации, сейчас заставляют отказаться от преференций, которые прописаны в двусторонних договорах с Центром, а также от претензий на местные бюджеты. Вместе с тем в федеральном бюджете на следующий год закрепляется централизация финансовых потоков.
Круг полномочий полпредов, заложенный в основу административно-территориальных преобразований - от фактического управления экономикой регионов до проведения кадровой политики - давал все основания полагать, что со временем они заменят губернаторов. И казалось бы, сейчас для этого есть все условия. Однако сами полпреды ни к чему подобному, похоже, не готовы. Их популярность в регионах сильно проигрывает рейтингам губернаторов, а лидеры регионов-доноров по-прежнему относятся к полпредам как к лишнему бюрократическому звену. А те губернаторы, чьи регионы не самодостаточны в экономическом плане, нередко с готовностью перекладывают решение своих проблем на полпредов, сохраняя при этом популярность среди собственного населения. Теперь же президентским наместникам придется отвечать не только за губернаторов, но и за действия местных органов власти, вплоть до реформирования жилищно-коммунального хозяйства при минимуме бюджетных средств и вероятном экономическом спаде.
Не исключено, что именно полпреды станут главными лоббистами идей федерализма в исполнительной вертикали. Потому что именно на деле они столкнулись с трудностями, которые не были прописаны в президентских документах о делении России на семь федеральных округов. И "приближение федерального Центра к регионам", которое задумывалось осуществить через институт полпредства, оказалось не таким уж простым, каким поначалу виделось из Кремля. Теперь среди полпредов все чаще можно слышать заявления о необходимости переходить от системы "ручного управления" округами к "автоматической координации". Задача-максимум: передать губернаторам и главам местного самоуправления максимум допустимых Конституцией России полномочий, под их личную вплоть до административной и уголовной ответственность. Эту идею, по сведениям "НГ", полпреды сейчас и обсуждают с Кремлем. Однако сильные экономические команды, способные реализовать эту идею на практике, есть, пожалуй, всего у двух президентских наместников - экс-премьера Сергея Кириенко и Леонида Драчевского, который возглавляет Сибирский федеральный округ.
Более того, по словам полномочного представителя главы государства в Приволжском округе Сергея Кириенко, признаки бюджетного федерализма вполне могут появиться в основном финансовом документе страны к 2004 году, если, конечно, на то будет воля Центра. Скорее всего это действительно произойдет, поскольку с приближением президентских выборов растут и губернаторские аппетиты.