Последнее в этом году заседание Государственной Думы проходило вчера в рваном ритме: депутаты то принимали полдесятка законопроектов за десять минут, а то застревали надолго на каком-то одном законе. Многие голосования оказывались отрицательными не столько потому, что какая-нибудь фракция была против, а лишь из-за того, что в зале заседаний с каждым часом становилось все меньше и меньше людей.
Впрочем, для федерального конституционного закона о военном положении, для одобрения которого было необходимо не менее 300 голосов, подобающее большинство все-таки нашлось. 364 депутата поддержали его в третьем чтении - всего при трех, высказавшихся против. Напомним, что второе чтение данного законопроекта, также состоявшееся вчера, было перенесено с середины ноября только по одной причине: думские левые хотели использовать голосование по этому документу как способ своего протеста против бюджетного процесса. Коммунисты рассчитывали на то, что после провала внесенного президентом конституционного закона о военном положении правительство станет более внимательно прислушиваться к их требованиям, однако просчитались.
Вчера же никаких возражений против законопроекта со стороны левых не последовало. Его, напротив, критиковали отдельные представители правых, предлагая свои поправки, которые не нашли понимания у большинства. Наиболее же важной поправкой, принятой с согласия президентской стороны, можно считать уменьшение срока, в течение которого Совет Федерации должен утвердить указ президента о введении военного положения. Слишком долгий, по мнению многих, срок в 72 часа был заменен на 48 часов. Ничего более существенного, кроме, может быть, возможности в случае чего интернирования враждебных иностранных граждан, закон не предусматривает. В нем просто расписан порядок действий всех органов государственной власти после начала войны. Данный конституционный закон - предпоследний из перечисленных в Основном законе. Теперь депутатам осталось принять только закон о Конституционном собрании, который, впрочем, будет, судя по всему, не скоро вынесен на их суд.
Одобрила в третьем чтении Государственная Дума и проект закона о Всероссийской переписи населения. Никаких поправок в текст включено не было. К примеру, так и не появилось в нем указание на то, что в ходе переписи необходимо хотя бы приблизительно выспросить у граждан об их финансовом положении, чтобы иметь более подробные данные, нужные для подготовки законов о минимальной потребительской корзине и прожиточном минимуме. Единственным же ключевым дополнением, появившимся в результате второго чтения оказалась запись о том, что не должна разглашаться та конфиденциальная информация, которая станет известна в ходе переписи. Данное запрещение и санкции за его нарушение должны быть зафиксированы в нормативных актах правительства и тех контрактах, которые будут заключаться со сборщиками сведений.
Все вышеназванные законы Думы обсудила очень быстро, но потом застряла на дискуссии вокруг проекта, направленного на обновление законодательства о рынке ценных бумаг.