Государственная Дума вчера подчищала собственные закрома, рассматривая законопроекты, обычно кочующие из одной повестки в другую, слушала руководителей государственного здравоохранения и образования и занималась вдумчивой ратификацией ряда международных договоров и соглашений. Результаты некоторых раздумий такого рода оказались весьма впечатляющими: например, Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой получил в свою поддержку 407 голосов.
Как отметили представители президента, правительства и МИДа, в этом документе впервые в практике отношений с Китаем зафиксировано отсутствие у обеих сторон территориальных претензий друг к другу. Кроме того, важной частью договора, по словам представлявших его чиновников исполнительной власти, является та, в которой Россия признает за правительством КНР его власть над всей территорией страны, в том числе и над Тайванем, одновременно беря на себя обязательство не признавать его независимости в каком бы то ни было виде. Россия и Китай также взаимно обещали сотрудничать в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, содействовать повышению роли ООН и ее Совета Безопасности как ключевых игроков в разрешении различных международных кризисов, не нацеливать друг на друга ядерные ракеты и, конечно же, не нападать с их помощью на своего соседа первым.
На столах перед депутатами также лежали пять соглашений со странами СНГ о пребывании на их территориях российских воинских контингентов. И если договоры с Белоруссией и Арменией, например, прошли голосование фактически даже без вопросов, то вокруг ратификации аналогичных документов с Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией было много споров. Не без проблем обсуждался и договор с Казахстаном о сотрудничестве в охране внешних границ.
Что касается проекта закона о Центральном банке, то, как и предполагалось, он был снят с рассмотрения по просьбе исполнительной власти. Правда, не в соответствии с письмом главы правительства Михаила Касьянова, а в соответствии с бумагой, подписанной вице-премьером Алексеем Кудриным. В этом послании пока общими словами изложены претензии к тексту, которые в более подробном виде поступят на Охотный Ряд примерно 10 января. Само же второе чтение, видимо, состоится не ранее 25 января. Впрочем, за выкроенное таким образом время глава ЦБР Виктор Геращенко, может быть, все-таки сможет убедить правительство в том, что закон необходимо возвращать к процедуре первого чтения и менять его концептуально. Геращенко, как известно, сильно не нравится передача части полномочий Совета директоров ЦБ заново создаваемому Национальному банковскому совету - органу, которому предполагается вручить весьма серьезную финансовую власть.