На одном из недавних заседаний Совета Федерации произошел казус. Значительная часть сенаторов не захотела подтверждать полномочия и принимать в свои ряды Геннадия Бурбулиса, легитимного представителя Новгородской области в верхней палате. При первой попытке подтверждения он не набрал нужного количества голосов для принятия в сенаторский корпус.
Заготовленные поздравления и цветы пришлось на время отложить. Губернатор Новгородской области Михаил Прусак, освободивший было кресло для своего преемника, занял его снова. Присутствующие изучали на электронном табло результаты голосования, которые были не в пользу посланника Новгородской области. Сам он выглядел взволнованным.
Тяжелую паузу нарушил заместитель председателя комиссии по регламенту Николай Тулаев. Он призвал коллег поддержать Геннадия Бурбулиса, поскольку процедура подтверждения является формальной. Новгородская область уже сделала свой выбор. Его нужно уважать и, следуя конституционному Закону "О порядке формирования Совета Федерации", проголосовать за соискателя сенаторского кресла. Что и было осуществлено со всеми необходимыми атрибутами, включая поздравления, цветы и смену действующих лиц в кресле члена Совета Федерации.
Зачем же нужно повторное избрание в члены Совета Федерации? Первую часть ответа можно найти в ст.5 п.1 проекта новой редакции Регламента СФ: "Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Ответ на поставленный вопрос можно также найти в словах Николая Тулаева. Подтверждение палатой полномочий представителей регионов, объясняет он, нужно для установления им соответствующей зарплаты и решения иных социальных вопросов. Под последними понимается: выделение служебной машины (с "мигалкой" или без), квартиры, дачи. В конечном итоге - пенсии федерального значения. То есть подтверждение палатой полномочий региональных представителей означает их выход на федеральный уровень.
На практике полномочия представителя субъекта РФ в Совете Федерации начинаются не с момента его делегирования регионом (как записано в проекте новой редакции Регламента СФ), а после получения необходимого количества голосов сенаторского корпуса. Нелепость ситуации очевидна.
Как выйти из создавшегося положения? На первый взгляд - взять да и отменить процедуру подтверждения полномочий в верхней палате. Но такое действие окажется односторонним решением. Почему? Да потому, что аналогично процедуре подтверждения полномочий существует процедура прекращения полномочий посредством волеизъявления членов СФ. Войти и выйти можно лишь через одну дверь. Если, конечно, не ограничиться только входом, имея в виду дантовское: "Оставь надежду всяк сюда входящий".
Ситуация становится нелепой вдвойне. Поскольку в ст.5 п.2 проекта новой редакции Регламента СФ указывается: "Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Как при подтверждении, так и при прекращении полномочий последнее слово остается не за направившим представителя регионом, а за палатой. СФ оказывается в двойственном положении, балансируя между Центром и регионами. На двух стульях трудно удержаться, если только не превратить их в одно большое федеральное кресло.
Последствия этого следующие.
Во-первых, решения Совета Федерации оказываются доминирующими по отношению к решениям регионов.
Во-вторых, закрепленная в конституционном Законе "О порядке формирования Совета Федерации" прерогатива субъектов превращается в прерогативу верхней палаты.
В-третьих, федеральный Центр в лице СФ отдаляет представителей от направивших их регионов.
В-четвертых, вольно или невольно представители становятся "привязанными" к федеральному Центру. В конечном итоге Центр дистанцируется от регионов и противопоставляется им, диктуя свою волю.
Как можно исправить противоречивую ситуацию с подтверждением и прекращением полномочий членов СФ? По мнению автора, есть два пути.
Первый - регламентная комиссия СФ проверяет правильность оформления документов представителей регионов. На заседании СФ представитель комиссии по регламенту докладывает результаты проверки. Правильность оформления документов означает признание представителя субъекта членом СФ. И наоборот. Таким образом, признается как воля региона, так и новое качество его представителя.
Второй вариант. Председатель СФ своим распоряжением подтверждает полномочия новых членов верхней палаты с момента их делегирования местным законодательным собранием или главой исполнительной власти субъекта. Подобным способом обеспечивается бесперебойный процесс ротации сенаторского корпуса.
"Реформа государственной власти в России, - считает председатель СФ Сергей Миронов, - благополучно завершится, когда полностью Совет Федерации заработает на постоянной основе, когда все сенаторы будут делегированы от субъектов Федерации. Это произойдет в конце января".
Есть время и, думаю, политическая воля для приведения в порядок процедуры формирования сенаторского корпуса. Тогда не придется во время заседания объяснять, почем пенсия для сенатора.