Диалог Владимира Путина с гражданами России, транслировавшийся вчера по двум федеральным каналам, занял вопреки прогнозам самих телевизионщиков больше двух часов прямого эфира. За это время глава государства успел дать 47 ответов. А всего вопросов было почти два миллиона. Прямые включения из 10 городов России проходили одновременно в семи часовых поясах, так что некоторые собеседники Путина общались с президентом ночью. В телецентр "Останкино", куда поступали телефонные вопросы президенту, в секунду пыталось дозвониться до 20 человек. Все это понадобилось для того, чтобы глава государства смог подвести итоги уходящего года.
Несмотря на то что прямой эфир - это почти всегда импровизация, Владимир Путин отвечал на вопросы граждан достаточно консервативно. Одинаково подробно и серьезно он рассуждал и о том, как скажется на нашем бюджете падение цен на нефть, и о выходе Америки из Договора по ПРО, и об отношении государства к исламу, и о феномене "крышевания" в России, и о пенсиях, и о беспределе ГИБДД, и о наркомании, и даже о том, как бороться с алкоголизмом.
По сути дела мы наблюдали обратную сторону феномена суперпрезидентства, когда каждый человек уверен в том, что именно глава государства, а никто другой должен отвечать и за прохудившуюся крышу, и за все грехи водопроводчиков и сантехников, и объяснять, как жить на зарплату в 700 рублей. Поэтому Владимиру Путину пришлось выступить в роли не только президента, но и всего правительства, представителя регионов, местной власти и гаишника. Может быть, потому глава государства на вполне конкретные вопросы своих граждан иногда отвечал так, как если бы их задавал ему глава Давосского форума или иностранный журналист. Впрочем, иначе и быть не могло, потому что большинство людей интересовались сугубо бытовыми вопросами, которые уместились бы в простую формулу: "как сегодня выжить в России". Выяснилось, в частности, что главный козырь Владимира Путина - внешняя политика и поворот Москвы на Запад - меньше всего беспокоит российскую глубинку.
Фактически это говорит о том, что, несмотря на все заявления и победные реляции представителей власти, реформы, проводимые Кремлем и правительством, до самой России пока не доходят. "Маленький человек", как и сто лет назад, по-прежнему остается один на один с ворохом проблем, а местная власть занимается чем угодно, но только не их решением. Видимо, это понял и сам президент, заявивший в конце телевизионного общения, что заданные ему вопросы станут "хорошей социологической базой". Возможно, после обработки и сортировки этой "базы" у президента возникнет желание серьезно поговорить с некоторыми представителями как федеральной, так и региональной власти.
Судя по всему, прямой эфир с Россией президенту понравился. Завершая диалог с россиянами, Владимир Путин заявил, что "первое лицо государства просто обязано общаться со своими гражданами", ему хотелось бы, чтобы "это был не единичный случай". Конечно же, президенту не хватило времени в прямом эфире для объявления о всех нововведениях, которые готовит власть. Поэтому весьма важное, если не сказать - сенсационное, сообщение он вынужден был озвучить журналистам в Кремле уже после окончания телемоста. Путин заявил, что в ближайшее время будет ликвидирована комиссия по помилованию при президенте. Отныне подготовка предложений на помилование осужденных граждан ложится на губернаторов. Они обязаны будут публиковать в местной печати списки тех, к кому глава государства может отнестись гуманнее. Сама же процедура помилования, конечно, остается за президентом.