Вчера в Брюсселе состоялось заседание совета "Россия - НАТО", в котором принял участие министр обороны Сергей Иванов. Накануне здесь же состоялись его переговоры с генсеком Североатлантического альянса Джорджем Робертсоном и шефом Пентагона Дональдом Рамсфелдом. Это были первые встречи на высоком уровне между российскими и западными представителями после решения президента США Джорджа Буша о выходе его страны из Договора по ПРО 1972 г.
Судя по заявлениям, сделанным Сергеем Ивановым в Брюсселе, его ведомство продолжает надеяться на конструктивные переговоры с коллегами из США о будущем ракетно-ядерного оружия в обеих странах. В частности, министр сообщил российским журналистам, что к июню 2002 года, т.е. предполагаемой дате визита президента Буша в Россию, Москва и Вашингтон могут выработать соглашение о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений /СНВ/. "России и Америке осталось выработать только механизм контроля над процентом сокращения СНВ", - подчеркнул Сергей Иванов.
Большое внимание западных представителей и прессы в Брюсселе было привлечено к позиции Москвы в отношении другого "давнего" договора - по СНВ-2. По словам российского министра обороны, договор этот уже не вступит в силу. Отказ США от Договора по ПРО,- подчеркнул Сергей Иванов, - "приводит к исчезновению всякого правового механизма, регулирующего сокращение стратегических наступательных вооружений. Договор СНВ-1 уже практически выполнен, а СНВ-2 не вступил в силу и, очевидно, уже не вступит". Кроме того, считает российский министр, отказ США от Договора по ПРО подрывает основы практически всех иных соглашений, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, в частности, договоров о нераспространении ядерного оружия и запрещении ядерных испытаний. Остается под вопросом и дополнительный протокол к международной Конвенции о запрещении биологического оружия. Этот шаг США волнует Россию не столько как самодостаточное в военном отношении государство. По словам Сергея Иванова, Москву беспокоят прежде всего действия других стран, которые, видя, что США не соблюдают договоры, задумываются над тем, стоит ли им соблюдать их международные обязательства.
Снимая возможные опасения в отношении возможного нового витка гонки вооружений, российский министр обороны твердо заявил, что выход Вашингтона из Договора по ПРО не повлечет за собой какого-либо заметного роста вложений в военно-промышленный комплекс со стороны России. "Здравый смысл сейчас возобладал, и никто в данной ситуации не собирается тратить деньги на гонку вооружений, - подчеркнул Иванов, добавив: - Зачастую эти траты бессмысленны, а сама система НПРО - это миф". Министр сообщил, что комплекс российских ответных мер на возможный выход США из Договора по ПРО был готов заранее. Эти меры были намечены в плане строительства вооруженных сил, который был принят Советом безопасности РФ в 2000 году.
Что касается главных задач в новых отношениях России и НАТО, то это, по мнению Сергея Иванова, борьба с терроризмом и нераспространение оружия массового уничтожения. Речь идет "о тех новых угрозах и вызовах, о которых говорит практически весь мир". Ни одна страна сегодня, какой бы мощной она ни была, не в состоянии справиться одна с этими угрозами, и здесь есть "реальная основа для консолидации усилий России и НАТО", подчеркнул российский министр.
В свою очередь, генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон считает, что, действуя вместе, Североатлантический альянс и Россия "теперь имеют возможность изменить глубоко укоренившиеся стереотипы. По его словам, теракты в США 11 сентября изменили "концепцию мировых возможностей". Наиболее ярко это проявилось в отношениях альянса с Россией. Необходимо воспользоваться этим шансом, подчеркнул Робертсон.
Помимо участия в заседании Совместного постоянного совета "Россия-НАТО", Сергей Иванов провел в Брюсселе еще несколько двусторонних встреч, в частности с министрами обороны Германии, Франции, Бельгии и Польши. Он также выступил в Королевском высшем военном институте Бельгии.