0
1079
Газета Политика Интернет-версия

18.12.2001 00:00:00

"Гражданский форум предложил новую модель"

Тэги: рогинский, гражданский, форум


-Арсений Борисович, как вы оцениваете итоги прошедшего Гражданского форума?

- Форум - это только звено, это момент в длительном процессе развития взаимоотношений общественных инициатив и власти. Благодаря мероприятию под названием Гражданский форум эти отношения оказались в центре внимания - чуть ли не впервые за последние 10 лет. О более конкретных результатах говорить сейчас, конечно, рано.

- До форума вы, и не только вы, опасались, что он станет имитацией жизни гражданского общества или что будет создана какая-то "гражданская вертикаль".

- В каком-то смысле то, что на этом мероприятии не произошло, столь же важно, как и то, что произошло. Не случилось худшего, очень многими ожидаемого: ни тем, кто хочет "порулить" гражданскими организациями, ни тем, кому хочется, чтобы ими "порулили", не удалось создать никаких управляющих органов гражданского общества.

Получилась нормальная, хотя и очень громоздкая рабочая встреча: обсудили множество проблем, провели по этим проблемам переговоры с госструктурами. Переговоры прошли по-разному: где-то неплохо, где-то произошел прорыв, а где-то диалог застопорился или вовсе не состоялся. И это, между прочим, обнадеживает - потому что меньше всего похоже на имитацию.

Но есть свои подводные камни. Например, комиссии и советы, которые предложили создать на форуме. Одни из них могут легко превратиться в безгласные придатки власти, другие - стать вотчиной тех или иных общественных лидеров, которые захотят монополизировать и тему, и диалог с государством. Любые общественные советы или переговорные площадки могут быть эффективны, только если они открыты для всех вменяемых гражданских структур.

- А таких вменяемых много?

- Смотря в каких сферах. Дело не только в компетентности: далеко не все неправительственные организации готовы брать на себя ответственность и предлагать реальные решения. Но я знаю немало и таких организаций, которые к этому готовы.

- А власть? Готова ли она будет поделиться своими полномочиями?

- Да не может быть никакого "раздела полномочий". Наши амбиции так далеко не идут. Власть есть власть, и принимать решения полномочна именно она. Наша же ответственность в том, чтобы предлагать решения. И аргументированно спорить с властью, если ее решения кажутся нам неправильными, - это называется "гражданская экспертиза". И следить за тем, как они выполняются, - это называется "гражданский контроль".

- А власть готова всерьез отнестись к тому, что гражданское общество будет предлагать ей какие-то решения? Тем более - контролировать ее?

- Сказать, что власть и гражданское общество уже сегодня готовы к постоянному и равноправному взаимодействию, было бы верхом наивности. Половина чиновников несколько недель назад вообще не подозревала о существовании каких-то там общественных организаций. Да и некоторые из этих организаций осознают себя исключительно клиентами государства и смотрят на него снизу вверх как на распределителя разнообразных благ. И как вы хотите, чтобы они вступали друг с другом в партнерские отношения и стали бы всерьез консультироваться?

- Так что же в таком случае вас "обнадеживает"?

- Мне показалось, что дискуссии на форуме наглядно продемонстрировали: у нас появилось множество гражданских активистов, обладающих энергией, компетентностью, точным пониманием специфики общественной работы. В ходе подготовки форума много раз произносились ключевые слова: "равноправное партнерство", "переговоры", "диалог", "гражданский контроль". Поначалу эти слова встречали непонимание и сопротивление. Но они были внедрены в сознание представителей власти и произнесены ими на форуме. И даже если они произносились не вполне искренне или совсем неискренне - они вошли в политическую риторику. И важно, что они постепенно начали входить в общественное сознание. По сути, на форуме была предложена новая модель.

- В чем вы видите опасность для реализации идей форума?

- Во-первых, центральная власть может забыть о договоренностях, достигнутых на форуме, как о случайной фантазии. Во-вторых, власть может не удержаться от соблазна и все-таки попытается приделать к сообществу гражданских организаций рулевое колесо. Наконец, третье, и это уже отчасти не опасность, а реальность: попытки региональных начальников "построить" нас на своем региональном уровне. Иные из них создали разные общественные палаты, которые только имитируют связь с гражданскими организациями. Нужно, чтобы общественные советы создавались не при губернаторе, а по темам (беженцы, тюрьмы, социальная защита и так далее) с обязательным участием соответствующих чиновников местных администраций. Тогда гражданские организации могли бы проводить общественную экспертизу конкретных действий власти. Региональному начальству нелегко пойти на такой шаг, это целый переворот в модели управления.

- Не кажется ли вам, что для реализации этих задач необходимо преобразовать не только власть, но и само сообщество гражданских организаций?

- Конечно, лично мне легче было бы жить по-старому. Но развитие государства требует постоянного впрыскивания новых идей и новых людей. А посмотрите на правозащитное движение. Мне - 55 лет, остальным правозащитникам - кому за 60, а кому и за 70... Государственные чиновники говорят об обновлении кадров, а мы? Конечно, перемены нужны. Сейчас самое важное - укрепление связей между общественными организациями самых разных направлений. Оно шло все последние годы. И на форум мы пришли с лозунгом "На ваши вертикали - наши горизонтали". А для гражданского общества именно горизонтальные связи являются системообразующими.

- Перед форумом много писали о расколе среди правозащитников. Он произошел?

- Да не было никакого раскола по принципиальным моментам. Дискуссия шла вокруг содержательного, но частного вопроса - может ли правозащитная организация вступить в прямой диалог и о чем-то договариваться с государством, которое систематически нарушает права человека, ведет войну, ввозит ядерные отходы и так далее. Термин "раскол" появился из-за стремления прессы доступным языком объяснить новое, непонятное и поэтому раздражающее явление.

Раздражены были политические партии, поскольку они видели себя единственными выразителями воли народа, раздражены были аналитики. А тут появляются какие-то организации пчеловодов, садоводов, экологов, правозащитников - десятый сорт людей в их понимании. В привычный расклад сил мы никак не вписываемся. Но это раздражение имело один очень важный и положительный результат. Гражданское общество, его развитие, его взаимоотношения с государством - все это впервые стало предметом острой и широкой дискуссии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
593
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
511
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
438
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
579

Другие новости